Сказ про то, как жители Сочи в 1918-20 от России отделиться пытались (от "красной" и от "белой") ч.2

Feb 15, 2014 13:37



Продолжение. Начало - здесь.

В предыдущей части мы начали рассказ о том, как осенью 1918 года жители многонационального Сочинского округа, в подавляющем большинстве желавшие строить демократическое общество, приняли решение отделиться от России и войти в состав Грузинской Демократической Республики в качестве единственной альтернативы анархии и разрушению.

Правительство Грузии охотно пошло навстречу пожеланиям жителей "Черноморской Ривьеры", в результате чего к началу осени 1918 г. на части Сочинского округа сформировалось демократическое управление по системе близкое к Швейцарской. Почему же только на части? Дело в том, что в августе 1918 года грузинские войска, занимавшие не только Сочинский, но и Туапсинский округ, а также часть Кубанской области, потерпели серию тяжелых поражений от многократно превосходящей их по численности Таманской Красной армии. Это произошло в результате раскоординированности действий грузинских войск и русских белогвардейцев, которые на тот момент были фактически союзниками. Но, так или иначе, к 1 сентября 1918 года грузинские войска оттупили к реке Чухукт между поселками Головинка и Лазаревское в нескольких километрах к северо-западу от реки Шахе, и закрепились на ней. Таким образом, северо-запад Сочинского округа оказался в руках Деникинско-Алексеевских "Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР), а юго-восток - между реками Бзыбь и Мзымта по настоянию Абхазского Национального Совета был включен в состав Абхазии, в свою очередь являвшейся автономной единицей в составе Грузии. Ну а на основной территории Сочинского округа между реками Мзымта и Чухукт функционировало  народное самоуправление и свободная экономика. Округ и его столица были под грузинским управлением чисто номинально. Оно заключалось, фактически, лишь в присутствии там небольшого контингента грузинских войск, единой с Грузией телефонной и телеграфной системе и... единой церковной митрополии (последнее - тема отдельного разговора). Никакой "грузинизации" на означенной территории не проводилось, во внутренние дела округа официальный Тифлис не вмешивался и, более того, в Сочи функционировало нечто вроде местного правительства ("нашенские министеры" - как называли его местные крестьяне).

Впрочем, покой длился недолго...

В сентябре 1918 года резко изменилась  международная обстановка. Германия, являвшаяся с мая 1918 г. фактически протектором Грузии и гарантом ее границ, в начале октября того же года встала на путь прекращения войны, что, в конечном итоге, привело к ее капитуляции. Одновременно резко испортились отношения между Грузией и командованием ВСЮР (белогвардейцами Деникина и Алексеева). Еще на конференции в Екатеринодаре 25-26 сентября 1918 года стороны не смогли договориться даже о временном территориальном размежевании (Грузия выдвинула претензию на Сочинский и Туапсинский округа, причем Туапсинским округом она была готова поступиться в качестве компромисса, в то время как деникинцы требовали не только территорию обоих  названных округов, но также и Сухумского округа, которым, в свою очередь были готовы поступиться при условии безоговорочного очищения грузинами всего побережья до р. Бзыбь), и недавние союзники против большевиков внезапно стали противниками.

Далее - снова несколько выдержек из только что опубликованной книги «Абхазия и Сочи: корни конфликта, 1918-1921»:
"... Результатом неудачных переговоров в Екатеринодаре явилось то, что и правительство Грузии, и командование Доброармии оказались вынуждены держать существенное количество войск в зоне их соприкосновения  между селами Лазаревское и Головинское (см. карту B4). Это существенно вредило обеим противостоящим сторонам, так как сосредоточенные на черноморском побережьи войска были им значительно более необходимы на других  рубежах. Тем не менее, конфликт вокруг Черноморского побережья исторической Абхазии оставался замороженным до тех пор, пока в регионе присутствовали немецкие войска, и оставалась по крайней мере теоретическая возможность их участия в конфликте на стороне Грузии."


На прилагаемом фрагменте карты из той же книги желтым обозначена современная официальная российско-грузинская граница,
оранжевым - "компромиссная линия", на которой настаивала Грузия и
светло-голубым - "компромиссная линия", на которой настаивало командование ВСЮР.
Черно-бело-красные флажки обозначают немецкие гарнизоны, синим цветом обозначены передвижения грузинских войск,
красным - большвеистских войск, а коричневым - ВСЮР ("белогвардейцев")

"В ноябре 1918 года Германия подписала перемирие, Первая Мировая война закончилась, и началась эвакуация германских войск из Грузии. Примерно в то же самое время, к концу ноября, войска Алексеева и Деникина (доброармейцы и казаки)  завершили поражение красных войск на Кубани. Эти два события предопределили эскалацию конфликта в "Черноморской Ривьере", которая началась в декабре того же года. Здесь следует отметить, что в декабре 1918 года правительство Грузии получило дополнительные заявление о поддержке от имени гражданского населения Сочинского округа. В данном случае речь идет о решении сьезда сочинского крестьянства, которое подтверждало волю сочинцев остаться в составе Грузии по крайней мере в остальной России не установился демократический строй.  Но, увы, это выражение народной воли не могло и не остановить экспансию Доброармии.
В то время как Добрoвольческая Армия была на вершине своего триумфа на юге России, Грузия, напротив, оказалась в весьма сложном положении. Во второй половине Октября 1918 года на южных рубежах Грузинской Республики начался пограничный конфликт с Арменией, перешедший в начале декабря в короткую, но полномасштабную войну между двумя молодыми республиками. В этой связи грузинское командование было вынуждено перебросить максимально возможное количество имевшихся в его распоряжении войск в зону военных действий, оголив туапсинское направление и оставив лишь небольшой отряд генерала Александра Кониева (Кониашвили) для прикрытия города Сочи.
Этим воспользовался генерал Александр Черепов, командовавший частями 2-й Пехотной Дивизии Добрармии, находившимися к югу от Туапсе.  В течение нескольких дней после отхода грузинских частей, начавшегося 9 декабря, его отряды продвинулись на 45 километров вдоль черноморского побережья, заняв к 16 декабря еще часть Сочинского округа до реки Лоо и останововшись возле одноименного поселка."

(Продолжение следует)

Дополнительная литература для интересующихся данным вопросом:



А. Andersen, Abkhazia and Sochi: the Roots of the Conflict, 1918-1921 (New York-Toronto, 2014)
Н. Воронович, Потонувший мир (Москва, 2001),
      Зеленая книга: история крестьянского движения в Черноморской губернии (Прага, 1921)
А. Деникин, Очерки русской смуты (Берлин, 1924), т. 3,
Документы и материалы по внешней политике Закавказья и Грузии (Тифлис, 1919), No. 193.
F. Кazemzadeh, The Struggle for Transcaucasia, 1917-1921 (New York, 1951)
"Красное знамя", 28 апреля 1940 г., № 98;
ЦГАОРГ, ф. 51с, д. 41, лл. 1-5

PS.: белые крестики на красно-белый флаг тогдашнего демократического движения в Сочинском округе я добавил сам в качестве безобидной политической шутки :)

Сочи, Грузия

Previous post Next post
Up