Враг Балета порой способен пуститься во все тяжкие, чтобы найти тот танец, которому он друг. Правда, до проекта "Цех" его радикализм пока не доходил, но вот DanceInversion он посещает регулярно. Порой плюется, но кактус ест. А почему? Да потому, что первая серия проекта Ирины Черномуровой завершилась таким великолепным выступлением Hubbard Street Dancе Chicago, что игнорировать последующие серии фестиваля от театра Станиславского и Немировича оказалось просто невозможным!
Вот и сейчас: позавчера на сцене "Новой оперы" порадовали бразильцы, Grupo Corpo, руководят которой многочисленные белые по фамилии Педернейраш: хореограф и худрук, сценограф и художник по свету, администратор и технический директор - все Педернейраши. Даже рядовой член технической группы - и тот Педернейраш! Короче, симпатичная семейная компания. Делающая танец!
Один из главных педернейрашей
Что мы знаем о Бразилии, кроме одноименного фильма Терри Гиллиама? Да ничего! Даже о бразильском футболе имеем весьма смутное представление, вспоминая о нем раз в четыре года с неизменным комментарием: "Надоело". А потом встречаемся с каким-нибудь бразильцем из тех, что принимают решения, и внезапно вспоминаем очевидное:
1. Бразилия - страна белых;
2. В Бразилии не говорят по-испански;
3. Жоржи Амаду - бразильский писатель.
Короче, ломаются все стереотипы, кроме одного: за что бы бразильцы ни взялись, получается карнавал и босса-нова. Ну, как русские: что бы мы ни делали, все равно выходит автомат Калашникова. Но когда враг балета шел в "Новую оперу", он об этой похожести с нами, об этой бразильской особенности карнавализировать все, еще не знал.
Хореограф Родриго Педернейраш предложил нам два балета: Sem Mim и Parabelo. Первый - "про женщин, которые ждут своих мужей с рыбалки" и надеются на то, что мужчины вернутся живыми, второй - про то, что солнце палит "Как из ружья" (Parabelo), и как бы чего худого не вышло. По крайней мере, об этом солнце говорится в стихах неведомого нам галисийского поэта, на которые поется песенка, под которую танцуют. В общем, что в первом, что во втором случае - карнавал. Да такой интенсивности, что даже самый лютый враг балета получил бы удовольствие. А что сказать о простом, ординарном, так сказать, враге? О! Ему бразильцы доставили острое наслаждение!
Пусть поклонники cоntemporary dance ушли после первого акта: с духовностью и концептуальностью у бразильцев, да, провал, но враги всего самого светлого предпочли остаться и не прогадали. И если первый балет одарил красивыми телами и красивыми движениями, второй просто порадовал чистым позитивом. А телесность никуда не исчезла.
Конечно, допустимо считать, что бразильская сценическая красота не имеет отношения к балету, но вот тому балету, о котором так говорят, автор данных заметок и есть смертельный враг. Публике бразильцы предложили не какую-то концептуальность кастратов, но танец. Просто танец. Немного старомодный, поэтому завораживающий. В нем было все, что нужно для солдатского счастья, и в этой чуйке бразильцы оказались на редкость аристократичны. Плавная и монотонная музыка иберо-американских окраин, колыхание женских тел и того, чему положено на этих телах колыхаться, сольные танцы и дуэты, короче, все, что должно быть в балете, плюс телесность, не испорченная духовностью, были предложены публике, и чего еще ждать от балета простому вояке? Родриго Педернейраш нашел в современном танце нишу, которая способна сделать его уникальным мастером среди акторов cоntemporary danсe: он остался верен как классикам, так и народу. В этом смысле он близок ставшему респектабельным Начо Дуато, но разве респектабельность есть признак предательства или глупости? Конечно, в "высшей лиге" мирового балета место почвенника занято, но вот в среде так называемого современного танца - свободно. Родриго Педернейраш не стремится во что бы то ни стало покинуть территорию экзерсиса у палки ради сомнительной новизны. В его спектаклях все продумано: соло и дуэты, кордебалетные построения. Хореограф умело работает с группами танцовщиков: у него нет хаоса на сцене, каждая группа при деле, все вместе они организуют космос в своем взаимодействии. Не всегда симметрическом, но всегда осмысленном. Тем здравым разумом, который лежит по ту сторону концептуализма. Во вселенной Родриго Педернейраша жить уютно. Да, она немного расхлябана, но Grupo Corpo все равно делает ставку на тех, кто в дисциплине: на танцовщиков, имеющих классическую подготовку. Что это значит? А то, что выправка у наших, конечно, лучше. У наших - офицерская, но ведь и у бразильцев - почти военная. Пусть она остается на уровне рядового и сержантского состава, т.е. с большой вариабельностью внутри роты, она все же далека от двигательного произвола cоntemporary danсe. Да, у бразильцев нет той унифицированной сословной цельности коллектива, любовь к которой присуща европейской дворянской культуре, но ведь и автомат Калашникова бразильцы не делают.
Бразильцы делают карнавал и босса-нову, и делают это хорошо!
Художник-педернейраш Фернандо Веллозу и педернейраш-менеджер Патриция Гальван