"Баядерка" Датский Королевский театр, Копенгаген, 26.04.14

Apr 29, 2014 22:59



В субботу, 26-го апреля, я побывала на "Баядерке" в Копенгагене, на дневном спектакле (начало в 12 дня), что мне понравилось несравненно больше, чем вечерние спектакли, после которых я домой приезжаю уже под утро следующего дня. Копенгагенская "Баядерка" непривычна русскому зрителю, поскольку постановщики балета Николай Хюббе и Ева Дро перенесли действие балета в колониальную Индию конца 19-го века. По словам Хюббе, источником вдохновения для такого решения не в последнюю очередь послужил фильм Дэвида Линса "Билет в Индию" по роману Форрестера.

Таким образом трое из главных действующих лиц балета являются не индусами, а британцами из правящего колониального сословия. Раджа Дагманта превратился в британского вицеконсула лорда Эшбери, его дочь Гамзатти - в леди Эмму, а вождь Солор - в британского полковника сэра Уильяма Сибли. "Соучастница" Хюббе по постановке, Ева Дро, выросла на постановках Петипа, поскольку закончила Московское хореографическое училище и работала в балете Станиславского и Московском государственном балете. Так что основные моменты действия Петипа всё же были сохранены, но акценты расставлены совершенно иначе. Я вот, кстати, думала, зачем же Хюббе понадобилось менять действующих лиц, и ничего , кроме того, что ему надо было"оправдать" присуствие множества светловолосых танцовщиц в труппе, я не нашла.


Место в этот раз , я считаю, у меня было прекрасное - над королевской ложей, на 1-м ярусе. Так что я была довольно близко от сцены, но, правда, отдельные фрагменты происходящего в левом дальнем углy сцены в моё поле зрения не попадали - но на мой взгляд это было не страшно.


Сэра Уильяма танцевал Албан Лендорф - какое, всё-таки, наслаждение видеть его на сцене! Его парящие прыжки, его игру, внимательность к партнёрше - он полностью соответствовал образу! Никию танцевала Джейми (J'aime) Крэндалл - технически всё было сделано верно, но для меня в образ она "не попала" - она сама американка по происхождению, ну и сыграла такую американскую девушку, подрабатывающую в свободное от учёбы время "девушкой с кувшином", который она носила примерно так, как могла бы нести пиццу.


На мой взгляд, уж если была сделана замена действующих лиц, то и характеры их надо было бы больше проработать с точки зрения взаимоотношения классов и каст. А то раб-дервиш перед главным брамином очень художественно пресмыкался, а Никия, служительница-индуска из храма, практически на равных общается, что с британским полковником, что с его невестой - как-то это, на мой взгляд, не соответствует исторической правде. Поэтому особенно интересно мне будет посмотреть через несколько недель выступление Евгении Образцовой на этой же сцене в этой же роли - захочется ей какие-то нюансы в роль внести или же она пойдёт по лёгкому пути?
А вообще в интерпретации Датского Королевского балета получился довольно-таки политически некорректный спектакль, и вот в Индию на гастроли, например, это спектакль не повезти, поскольку - помимо кастового неравенства Никии и Гамзатти, брамина и дервиша в традиционной версии, прибавилось превосходство британцев над индусами - кому же это понравится? В общем, версию Хюббе имеет право на существование, но я от неё не в восторге.
Ну а так основные моменты действия сохранены: вначале - охота, встреча сэра Сибли и Никии, брамин-огонь-рабы, баядерки, клятва сэра Сибли, опять охота (проносят чучело тигра), приезд леди Эммы, конфликт между ней и Никией в первом действии. Кто тут помимо главных действующих лиц запомнился - пожалуй, главный брамин (Fernando Mora), уж очень он был хорош в пантомиме, леди Эмма (Лена-Мария Грубер), её подруга леди Гвендолин (Кристина Мишанек), ну и раб, пожалуй (Джеймс Кларк).


Вообще ничего не скажешь, все танцевали хорошо, и музыка была восхитительна!
В антракте полюбовалась я на Новую Королевскую площадь, м вернее, на стройку, которая там сейчас идёт:


А вот такие кадры встречаются в театре - диву даёшься, как кому-то может придти в голову прийти в театр в таком виде:


По обыкновению в коридоре была устроена выставка "на злобу дня" - ювелирные украшения в восточном стиле:


Основное событие второго действия - праздник по поводу помолвки сэра Сибли и леди Эммы; по сцене проходит слон, очень симпатичный ("карнавальный" слон), молодым подносят индийские костюмы, они в них переодеваются и танцуют на радость всем. Тут же присутствует па де катр из 4-х девушек (среди них были Ида Преториус и Александра Ло Сардо - и какие же они, всё-таки, разные! Ида танцует с огромным удовольствием, а Александра, хоть и танцевала хорошо, но вид унеё был крайне недовольный - может после главных ролей Манон и Терезины ей не по нраву танцевать па де катр? )Также тут мы увидели и ´pas d'action - мне в нём особенно понравились все мальчики и Стефани Чен Гундорф, а вот её партнёрша Кицци Матиакис мне не приглянулась, опять какое-то лицо у неё было, как будто она одолжение делает, участвуя в балете. Милым эпизодом был выход учеников балетной школы, изображающих павлинов, под предводительством дрессировщицы павлинов, молодцы ребята!


Сцена танца Никии и её смерть - вроде бы, всё было сделано верно, но - без искры божьей, что хотела танцовщица сказать своими телодвижениями, для меня осталось непонятным - танцевала она, во всяком случае , без всякого послания сэру Сибли. Спотыкнулась разок - но это было даже в образе, дескать, обезумела от горя, ничего не помнит. Албан Лендорф очень достоверно в конце бросился на её труп.
Третье действие. Начинается оно с того, что безутешный сэр Сибли кончает жизнь самоубийством - застреливается. Ну и потом следует выход теней - ничего не скажешь, всё было исполнено очень хорошо, т.е. кордебалет был на высоте. Понравились вариации трёх теней - Холли Джин Доргер, Хилари Гусвилер и Сюзанны Гриндер, особенно Хилари и Холли мне в душу запали - Сюзанна мне что-то не нравится в последнее время, но у неё, вроде бы, была травма и поэтому она не в полную силу танцует. Хотя в другом составе (который бы я с удовольствием посмотрела, но кто ж мне даст?) она танцует именно Никию и её хвалят. Ну и опять было тут отличное па-де-де Албана Лендорфа и Джейми.


После спектакля отправилась я на поезде домой, и тут рядом со мной села женщина с двумя девочками. Смотрю - а женщина тоже программку "Баядерки" листает, да ещё у неё на страницах автографы и Албана Лендорфа, и Джейми - тут меня обуяла зависть и я у неё спросила: "А Вы тоже были на этом балете?" Ну мы с ней и проболтали все два часа, пока ехали до Оденсе - её дочка учится в балетной школе в Оденсе, и она возила её и подружку на спектакль, и заранее договорилась, что они пройдут за кулисы и возьмут автографы у артистов. Говорит, все очень милые, фотографии мне показала - как Албан Лендорф, сидя на полу, пишет автографы...Надо запомнить имена девочек - Леа и Карла, мало ли, вдруг станут знаменитыми балеринами! Кстати, напоследок она мне сообщила, что девушкой Албана Лендорфа является Силья Шандорф, вицебалетмейстер Королевского балета, старше его лет этак на 15-18 (Албану Лендорфу сейчас 25 лет). А в мае Албан Лендорф будет танцевать на сцене Американского театра Балета (АБТ) в "Дон Кихоте", надеюсь, выступит удачно!
Фото с поклонов: помимо Джейми Крэндалл и Албана Лендорфа за Джейми (слева чуть сзади) стоит Альба Надаль, а справа от Албана в первом ряду - Холли Доргер и Сюзанна Гриндер:

2014-04, Королевский балет Дании, Копенгаген, "Баядерка", Лендорф Албан, Дания

Previous post Next post
Up