Декабрь - традиционно месяц рождественских представлений. Лично я и против "Щелкунчика" ничего не имею, и он по праву частый гость на датской сцене в этот период, но в этом декабре я увидела еще один балет на рождественскую тему, уже типично датский - "Дом священника в Неддебю", представленный гастролями по всей Дании балетной труппы Петера Шауфусса.
Имя Петера Шауфусса широко известно постановками трилогии на музыку Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик"), а также современными балетами о Майкле Джексоне, принцессе Диане и Мерилин Монро. Я видела в постановке труппы "Ромео и Джульетту" в хореографии Фредерика Эштона и спектакль "Satisfaction" на музыку "Роллинг Стоунз" в хореографии Шауфусса. Чтобы создать представление о хореографии Шауфусса, привожу отрывок из моего поста о посещении балета "Satisfaction": " Например, в одном из номеров на сцену выкатывали инвалидную коляску с сидящим там, скажем, спастиком (скрюченным таким человеком), ну и выкативший коляску начинал танцевать, а вокруг собирались сисястые голуби в бикини и тоже танцевали и курлыкали."
Но надо сказать нынешнее, рождественское представление, было лишено подобных экстримов. Проходило оно на сцене одного из провинциальных театров Дании в Коллинге. Народу было довольно много - поскольку балет основан на романе датского классика Хенрика Шарлинга, изданного аж в 1862 году, а датчане свою классику любят. В качестве музыки были использованы произведения на рождественско-новогоднюю тему Хартманна, Хорнемана, Вайсе, Берггрина, Грубера, Миккеля и пр. Этакий капустник из рождественских песен.
Действие начинается с того, что в своей комнатке в Копенгагене на диване слушает музыку студент Николай ( новичок в труппе, Аттила Кисс, выпускник Национальной Венгерской Академии танца, с опытом работы в Словенском национальном балете). Музыка какая-то современная, соответственно, он и дергается , лежа на диване, ей в такт. Звонит по телефону один из его братьев, Кристофер, сообщает, что он с другим братом задерживается и советует Николаю посмотреть рождественский фильм "Дом священника в Неддебю". Николай ставит фильм и под него засыпает. Тут появляются два гнома и переносят диван со спящим Николаем в Снежную страну, где танцуют снежинки и снеговики. Два снеговика начинают задирать Николая и вдруг оказывается, что это его братья, Кристофер и Фредерик. В роли Кристофера был Рикардо Чичилио, закончивший Национальную консерваторию в Португалии, а партию Фредерика исполнял Дилан Ваделл, уроженец Австралии, получивший балетное образование в школе танца Квинсленда и Новозеландской школе танца. Все братья радуются встрече (масса прыжков, неплохо исполненных),
после чего их приветствуют гномы и девочка-гном Мари (Йоко Такахаши, получившая образование в балете Izum, балетной академии IS в Японии и Северной школе балета в Англии) показывает им путь к приходу Неддебю. Партия Мари была исполнено отлично, девочка оказалась очень пластичной и эффектно балансировала на спинке дивана.
По прибытии братьев в дом священника, их встречает сам священник, пастор Блишер (Стефан Вайс, выпускник школы Королевского балета в Лондоне, впоследствии танцовщик Бирмингемского королевского балета , Королевского балета Ковент-Гардена и Английского национального балета, солист труппы Шауфусса с 2003 года, в настоящий момент являющийся руководителем труппы), его супруга фру Блишер и их две дочки, Эмми и Андреа Маргрете. Появляются другие гости и все направляются в церковь на богослужение. Николай пробудет флиртовать с обеими пасторскими дочерьми, но быстро обнаруживает, что девушки более благосклонны к ухаживаниям его старших братьев.
Во втором акте продолжается празднование Рождества. Гномик Мари дает Николаю рождественский подарок - волшебный колпак. Тот, кто надевает колпак, может остановить время.
Гости священника танцуют под его предводительством лансье и прочие танцы, а сам священник демонстрирует фокусы: так, он превращает студенческую фуражку, брошенную на кресло, в петуха (следует танец петуха, завершающийся па из умирающего лебедя).
Гномик Мари заколдовывает всех и снимает с петуха голову - оказывается, под костюмом петуха скрывался Николай. Прикосновение Мари заставляет его присмотреться к ней, и между ними возникает любовь.
Опять следует серия танцев вокруг елки - отлично танцует и сам пастор, и его супруга (Джорджи Роуз Конноли, выпускница школы Королевского балета), и дочки (Эмми - Симона Марсибилио, итальянка, выпускница балетной школы Ла Скала и Андреа Маргрете - Эмма Перез Секеда, уроженка Венесуэлы, получившая балетное образование в Королевской Национальной Консерватории танца в Мадриде). Ритм танцев убыстряется и хоровод превращается в вихрь, возвращающий нас в квартирку, где перед включенным телевизором продолжает спать Николай.
Николай просыпается. В дверь звонят. Это пришли его братья с подружками, Эмми и Магги, позвать его на гулянку. Кристофер кидает Николаю пальто. В кармане Николай обнаруживает колпак гнома. Он надевает колпак- и время останавливается, подобно тому, как это было в доме у священника. Николай понимает, что любовь, о которой он мечтал во сне, существует. Радостный, отправляется он вместе с братьями и их подружками навстречу своей возлюбленной. Фото с поклонов:
Балет, разумеется, безыскусный, но танцы подкупают слаженностью, четкостью и задором, впрочем, и па-де-де ( в основном, с участием Николая и девушек) тоже исполнено на хорошем уровне. Сам Петер Шауфусс во вступительном слове в программке пишет, что балет создан на основе христианских рождественских традиций и желания найти любовь. В общем, как альтернатива "Щелкунчику", очень даже и ничего.