Только что побывала на первом для меня балетном спектакле нового сезона в Королевском театре Дании, Ноймайеровской "Даме с камелиями".У Ноймайера прочные и давние связи с датчанами, еще в начале 60-х он учился в Копенгагене под руководством легендарного балетного педагога Веры Волковой, а позже здесь он ставил свои балеты "Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Гамлет", " Одиссею" и "Русалочку".
"Даму с камелиями" он создал в 1978 г. для Штутгартского балета. Первоначально он хотел использовать для балета музыку Верди, но все же в результате выбрал Шопена - и очень удачно, на мой взгляд.
Балет проходит под знаком аукциона-распродажи вещей, оставшихся после смерти известной куртизанки Маргариты Готье. На аукционе встречаются Арман Дюваль, поклонник Маргариты и его отец, мсье Дюваль. Вещи, выставленные на продажу, вызывают у обоих воспоминания.
Арман (партию которого отлично исполнил Албан Лендорф) впервые видит Маргариту ( также прекрасно воплощенную на сцене Сюзанной Гриндер) на спектакле в театре, где показывают пьесу о Манон Леско. Манон танцевала Джейми Крэндалл, а де Грие - Грегори Дин, оба понравились, правда, Манон в этой интерпретации - этакая хищница, ищущая удовольствий. Вообще Манон будет весь балет " сопровождать" Маргариту, ясно говоря о сходстве их положения и судеб. Мне особенно понравились дуэты и трио Манон, де Грие, Армана и Маргариты - красиво и совершенно!
Арман, как водится, увлекается Маргаритой и примыкает к армии ее поклонников. Дома у Маргариты развлекаются куртизанки и кавалеры, здесь мне понравился Александр Стэер в роли графа N. Еще интересна сцена бала в красном, но я не поняла: то ли кордебалет был "кто в лес, кто по дрова", то ли так и было задумано великим Ноймайером- на мой взгляд у него периодически слишком много народу на сцене кучкуется, за всеми не уследить и какие-то сбои случаются.
Я люблю в балете чистые ясные линии, а то получается, как в парикмахерской "Давайте я Вас косо подстригу!" Не надо меня стричь косо, подстригите меня ровно! Ну или перефразируя, станцуйте чисто!
Маргарите граф надоедает, она привлекает к себе Армана, и, когда ей становится плохо, Арман оказывается рядом.
Любовь расцветает, но поскольку здравомыслие у Маргариты тоже присутствует, она уезжает в деревню в поместье старого герцога. Вообще говоря Маргарита у Сюзанны Гриндер получилась несколько однобокая, обреченная изначально, лишь при взгляде на юного, пышущего здоровьем Армана, в ней просыпается какой-то интерес, сродни тяги тяжелобольного к здоровым людям. Я долгое время считала, что она и по жизни такая, а, оказывается, она может быть разной - вот здесь, например, она позирует в качестве модели,
а вот тут очень задорно висит на премьере Королевского театра Ульрике Бирккъэре:
Второй акт начинается с деревенских развлечений. Тут выделяется подружка-куртизанка Пруденс (Киззи Матиакис), танцующая забавный дуэт с Гастоном (Джонатан Хмеленски), приятелем Армана. Вообще танец Киззи частенько вызывал смех, уж очень она выразительно танцевала, создавая образ этакой дамочки себе на уме. Забавный танец-трио
у этой пары с Наниной, горничной Маргариты.
Супруг Киззи, Тим Матиакис, тоже был на сцене в составе кордебалета, и очень ловко швырнул под ноги Киззи подушку, на которую та грациозно уселась, а в конце ее танца он к ней подскочил и поцеловал - смотрелось это очень органично, поскольку он тоже одного из поклонников куртизанок изображал.
Однако кульминация этого акта - визит в деревню мсье Дюваля, отца Армана (Николай Хюббе). Он просит Маргариту оставить сына в покое. Причем интересно, что Хюббе показывает бурю эмоций - при виде Маргариты он буквально заставляет себя сказать ей, для чего он пришел, хотя, казалось бы, мнение о ней он составил еще до своего визита. Опять появляется тень Манон с поклонниками, Маргарита сдается и уступает. Beрнувшийся домой Арман застает пустой дом и записку, где Маргарита сообщает, что возвращается к герцогу. Возвращение к герцогу, кстати, показывают буквально: за прозрачной занавеской на ложе лежит Маргарита и к ней присоединяется абсолютно голый герцог (вид со спины).
В третьем акте уже тяжело больная Маргарита встречается с Арманом на Елисейских полях. Он не может отвести от нее глаз, но помня ее измену, флиртует и соблазняет молодую и красивую куртизанку Олимпию (Кэролайн Болдуин). В этой сцене и кордебалет, и солисты мне все понравились. В кордебалете были замечены Холли Доргер, Александра Ло Сардо и Стефани Чен Гундорф. И несколько новых лиц- посмотрим, может, новые таланты проклюнутся?
Маргарита приходит к Арману просить его не ранить ее, выставляя напоказ свои отношения с Олимпией. Здесь следует очень красивое па-де-де с массой поддержек - Албан молодец, все исполнил чисто и красиво, фигура у него, может, не самая балетная, но он такой крепыш, балерины в его руках, думается, чувствуют себя надежно!
Казалось бы, их любовь расцветает по-новой, но снoвa во сне Маргарите является Манон, и она в страхе покидает Армана опять.
В следующей сцене, на балу (красивая сценография и костюмы) оскобленный Арман устраивает сцену Маргарите, под конец вручая ей деньги как плату за прошлые услуги. Убитая горем Маргарита не может поверить вероломности любимого.
Арман же, опять на аукционе, читает дневник Маргариты, где она описывает свой последний визит в театр. Там она снова видит Манон на сцене, фантазия и реальность переплетаются и Маргарита, сделав последнюю запись в дневник, умирает.
А Арман закрывает дневник.
Принимали артистов очень тепло, кричали "браво!", думаю, они полностью это заслужили. Ничего не скажешь, красивый балет под божественную музыку. Особенно пианистка оказалась хороша.
В коридоре балкона опять была устроена мини-выставка, на этот раз об известной балерине Маргрете Шанне.
Она была даже на почтовой марке изображена. Понравилась забавная иллюстрация к "Жизели" в одной из книг:
С духовностью буфетов все в порядке; особенно на втором ярусе буфет очень милый, со множеством диванчиков. Пива, правда, не помню, но кофе, кола и вино определенно присутствовали.
Сама я очень рада, что увидела балет в этом составе, но и другие составы интересны, была бы возможность, с удовольствием посмотрела бы в главных ролях Гудрун Бойесен и Ульрика Биркъэра и Иду Преториус и Александра Кооса, но пока не судьба - и то вон сейчас третий час ночи, а мне еще ехать и ехать до дома.