Как я наблюдал на выборах 4 декабря

Jan 12, 2012 20:52

Как-то так получилось, что данный текст был написан аккурат к событиям на Болотной, и, в силу несвоевременности, отложен до лучших времен. Стартует новая предвыборная кампания, поэтому выкладываю, может кому-то будет интересно.

Вечер субботы. Заезжаю в свой УИК (№1563) познакомиться с председателем и уточнить форму подсчета бюллетеней. У нас - КОИБы. Пока не понимаю, радоваться или нет - наблюдателем я первый раз, и ящиков этих побаиваюсь пока )
- Про “Голос” знаем, предупреждали. Кабинки фотографировать нельзя, списки избирателей тоже ни в коем случае - председатель в меру доброжелательна. Табличек ”место съемки” не наблюдается.

Итак, воскресенье 7-00. Регистрируемся, тестируем и опечатываем КОИБЫ. Звучит Гимн России: голосование начинается.
Первый избиратель на участке - мобильный наблюдатель от КПРФ Ростиславnazbol_rost. Знакомимся, обсуждаем выборы и Ростислав уезжает отлавливать нарушителей.

Начитавшись энторнетов и методичек Голоса со всех сторон ожидаю подвоха. Проверяю списки избирателей на предмет пометок, бюллетени - все чисто. Председатель и секретарь все показывают и рассказывают, на контакт идут, но немного вынужденно: дескать мы вам все покажем, конечно, только работать не мешайте.

Часам к 9 появляется чиновник  из администрации Октябрьского р-на. По правилам есть возможность опротестовать его нахождение на участке, однако, решаю пока на конфликт не идти. Представляюсь, даю понять ему и председателю что в случае, если будут попытки влиять на процесс - буду реагировать. Как оказалось в дальнейшем, решение было правильным: за весь день у чиновника было всего два состояния: склонившись над ноутом и пресекая страшные нарушения типа “избиратель подсказывает бабуле как поставить крестик”.

Из наблюдателей - двое от Зяблицева, бабуля от СР, дремлющий молодой парень от ЕР и активистка средних лет от Правого дела (да-да и такие бывают). Тамара Андреевна от СР - очень приятная бабушка - интересуется Голосом, спрашивает знаю ли я Навального, рассказывает как была на встрече с Немцовым. По секрету рассказывает, что прогоосовала за КПРФ и Кудрю, поддерживает Волкова. В общем, бабушка с активной жизненной позицией.

Основная и, возможно, единственная задача, поставленная перед представителями СР и ЕР - параллельный подсчет явки.  При чем подсчет ведется с помощью хитрых бланков: у представителя Зяблицева нужно зачеркивать цифры, а у ЕР прорисовывать квадратики. В общем что-то весьма инновационное. В итоге, они друг у друга постоянно переспрашивают, черкаются, и только во второй половине дня начинают сверяться с данными КОИБа. Я никакого инновационного способа подсчета явки придумать не смог, поэтому лишь каждые полчаса снимаю данные с КОИБов на случай отключения электроэнергии.

В твиттер сыплются тревожные сообщения о подвозе, пойманных каруселях и заранее заполненных бланках. У нас спокойно. Групп нет. Пенсионеры, семьи, молодые люди. Все ведут себя естественно и спокойно. Алкаш - единственный за весь день, да и то, пришел с открепительным, взятым в этом же участке, видать не успел продать(ся). Открепительных мало (19 к концу дня), все аккуратно изымаются. Начинаю переживать. Разглядывающих звезды и пресекающих нарушения типа “с женой в одну кабинку” тетушек от СР и ПД обучаю отслеживать избирателей на предмет выноса бюллетеней. За это же кстати очень боится председатель УИК - просит смотреть повнимательнее. Осмотр периметра и прилегающих парковочных мест результатов не дает - подвоза нет.
Сидим, скучаем. Знакомлюсь с полиционерами. Отличные, веселые ребята. Политику не обсуждаем - вдруг услышит избиратель, однако активно рассказываю о происходящем в городе, как газели с подвозом в леса уезжают от погони. Слегка негодуем что у нас все спокойно))

Иногда мелкие приятные моменты. В середине дня заходит голосовать довольно колоритная дама преклонных лет, и, получив бюллетень, начинает шумно выяснять у председателя комиссии, что случилось с кандидатом Волковым.
- Сняли в связи с хулиганской выходкой - поясняет тот самый представитель районной администрации - ворвался в приемную другого кандидата с сообщниками и пытался помешать работе
- Ах вот как?  - почти с криком набрасывается на него дама - так вот послушай меня, котеночек, если даже это и правда, то сделал он это только потому что ваша (тыкает ему в грудь) власть не дает нормальным людям спокойно жить”
Молча ликую. Еле сдерживаю желание пожать ей руку.  
Котеночек, надо сказать, на участке пребывает исключительно для галочки - после закрытия участка подождал пока распечатаются предварительные результаты, и уже к девяти вечера свинтил почивать.

Про Леонида, кстати, спрашивают многие. Возмущаются.

Подходит время голосования на дому. Объясняю наблюдателям процедуру голосования, предлагаю парню от СР прогуляться. Настаиваю на заполнении выписки из реестра до отправки урны. С этого момента я в глазах наблюдателей от СР - знаток процесса голосования, в дальнейшем советуются со мной :).
Через 2 часа возвращаются - все успешно. 9 человек проголосовало, как и планировалось.

Комиссия производит довольно хорошее впечатление. Минимальная напряженность, конечно есть, но никакой суеты, свойственной тем, кто хочет что-то сделать тайком. Председатель иногда уходит в каморку, где что-то пишет и выдает бюллетени членам комиссии. Специально несколько раз захожу в коморку, внезапно появляясь у нее за спиной. Реагирует абсолютно естественно. Делаю вывод, что скрывать от меня нечего.

Интересно, что все, с кем затеваю разговор, будь то менты, наблюдатели или члены комиссии - сперва не верят, что работаю бесплатно. И только когда рассказываю про добровольческое движение и 200 неравнодушных наблюдателей по городу - начинают удивляться и восхищаться. Но все равно сомневаются :)

Время подходит к 8. Закрываем участок и начинаем процедуру подсчета результатов. Начинаем с бюллетеней из переносного контейнера. Далее следуют параллельный подсчет неиспользованных бюллетеней и списков избирателей. На каждом этапе возражаю, в ответ тетушки как по команде жалуются как они устали, рассказывают, что 10 лет так работают, и т.д. Рассуждаю так: КОИБы не обманешь, они постоянно на виду, кол-во бланков в них известно. Если я начну жестко настаивать на своем - обреку себя на написание жалоб и испорчу отношения с комиссией. Решаю молча следить. Скрупулезно проверяю кол-во неиспользованных бюллетеней (их раскладывали по 50), проверяю цифры по спискам избирателей. Все сходится. Увеличенная форма протокола не ведется, указываю председателю, она говорит "да-да", но опять сразу забывает.
В общем все цифры сходятся с погрешностью в 2 бланка. Принимаю решение не проявлять принципиальность и разрешил внести в КОИБ кол-во бланков по ГД, отличающееся на два от реальных. Разрешаю в прямом смысле, ибо председатель напрямую обращается ко мне, отведя в сторону, с просьбой не писать жалобу, иначе мы еще несколько часов просидим за пересчетом основных бюллетений.

Время к 12-ти - довольные получаем копии протоколов. Отзваниваюсь Голосовскому оператору, и домой. Спать. Бедные СРовские наблюдатели остаются ждать свои честно заработанные 2000р.

Результаты, надо сказать, меня удовлетворили: во всех трех случаях выиграли Справедливоросы, перевалив за 30%. Едро - 22-25%, В ГД, помимо прочих вошли яблочники с 9-ю процентами. По испорченным бюллетеням также видно, что отметились избиратели Волкова: 22 по ГосДуме и 58 по одномондатникам.

Вообще, нарушения на выборах со стороны комиссии могут быть двух типов - серьезные - направленные на фальсификацию результатов, и несерьезные - нарушение всяческих регламентов и порядков.
Основная причина, по которой я решил не обращать внимание на мелкие нарушения - это отсутствие поводов подозревать фальсификацию. Готовясь к тому, что меня будут пытаться обмануть и каждый миг думая откуда ждать подвоха, я, однако же вижу, как комиссия старательно пересчитывает по несколько раз списки избирателей, как председатель переживает по поводу двух потерявшихся бланков. Тетушки настолько искренне удивляются моим рассказам о махинациях со списками избирателей, про выданные заранее заполненные бюллетени, про подмену списков в книгах, что подозревать их в злом умысле не представляется возможным.

В итоге, имеем большое кол-во нарушений по процессам вкупе с абсолютной прозрачностью работы комиссии и их нацеленностью на сотрудничество. Ни одного повода сомневаться в корректности итогов на моем участке нет.

Спасибо за внимание и до встречи 4 марта )
Previous post Next post
Up