Oct 17, 2017 13:26
О злободневном
1) Кстати, об актерах и проституции
В Древнем Риме позднереспубликанской-раннеимперской эпохи было два класса проституток - собственно проститутки с фиксированной таксой, и актеры, которые (приблизительно) исполняли благородную дневнегреческую роль гетер или японских гейш в свободное от представлений время.
Именно - они составляли компанию сенаторам и другим крупным городским политикам, зажиточным предпринимателям-меценатам (которые в Риме принадлежали почти целиком к классу всадников); сексуальные услуги подразумевались, но не были обязательными. Причем мужчины, игравшие роль женщин на сцене, - то есть трансвеститы и травести по нынешним понятиям, становились нередко постоянными спутниками жизни, любовниками, друзьями и советниками замечательных людей (у Суллы, Нерона). Но и женщины - актрисы выходили в верха, например императрица Феодора, жена Юстиниана, была потомственной актрисой.
В обществе к актерам однако относились в то время весьма сниженно; актер был существом заведомо нечистым, низким и не пользовался полноправным римским гражданством. Причин тому было как минимум две - во-первых, актер, даже если это мужчина, не обязан был, как иной римский муж, говорить правду, напротив, от него ожидалось разнузданное вранье - лишь бы оно было забавным, талантливым и вызывало искреннее сочувствие публики. Лицедейство к этому приучает, особенно женские роли. Во-вторых уже, актеры постоянно подрабатывали проституцией высокого уровня, ведь на чистом актерстве и паразитизме высоко не прыгнешь. Значит, и верности кому-либо или чему - либо принципиальному от них ожидать не приходилось. Кто лучше платит, поит и кормит - тот и любим и ласкаем. Это приятно, но это удовольствие невысокого уровня. Сулла, пока он прозябал в безвестности и (относительном) безденежье, и привязался к таким низменным удовольствиям.
Какой контраст с нынешней эпохой, когда актер по силе политического влияния и безответственности равен иному сенатору, а по долговечности этого влияния намного его превосходит! Римлянин бы пришел в ужас. Ужас вызвал бы у римлянина и накал ханжеского лицемерия по отношению к актерам. Цицерон видимо высказался в сторону Голливуда весьма нелицеприятно и оскорбительно, но главный заряд его красноречия пришелся бы на городскую публику.
---------------------------------
2) Пытаясь объяснить наследнику основы экономики, установил на телефон "Paradise Island" знакомый мне еще по моему первому андроидному телефону, эдак девятилетней давности.
За две недели эта проклята штука засрала фейсбук и твиттер, а экономика наследнику надоела хуже горькой редьки - играть, в смысле менеджерить остров отказывается, хотя в долларовые значки пальцем тыкает уверенно. Ага-ага, денежки мы все любим.
--------------------
3) Массаракш удачным образом переводится как Постмодернизм
-----------------
4) Оптимизм - это трусость.
Ну не всегда, но приложительно к тому, о чем говорил Шпенглер - именно так, и очень актуально на сегодня. Пессимистическая смелость помогает достичь пророческой зоркости, недоступной трусу. Сам Шпенглер точно прогнозировал провал Гитлера к 1946му году (это в 1933, в год победоносного шествия фашизма) и наступление тоталитарных методов управления в 2000е.
бытвыдр,
рим,
театр