Оригинал взят у
kotbayun1965 в
Ценовая война на нефтяном рынкеСейчас как в сети, так и в крупных СМИ периодически всплывает тема искусственного резкого снижения мировых цен на нефть, которое может быть организовано правительствами США и Саудовской Аравии совместно с транснациональными нефтяными корпорациями с целью подорвать источник валютных поступлений для российской экономики и тем самым разрушить экономическую базу «режима Путина». В конце 1980-х аналогичная «операция», организованная теми же мировыми игроками, стала одним из факторов, спровоцировавших экономический кризис в СССР в период «перестройки». Ведущую роль в этой «операции» сыграла Саудовская Аравия, которая выбросила на рынок большие объемы нефти и обрушила тем самым мировые цены до 8 долл. за баррель.
Надо признать, что определенные основания для таких рассуждений имеются. С 2011 г. цены на нефть оставались стабильно высокими, в районе 100 долл. за баррель и выше. Еще в середине лета североморская нефть марки Brent, которая является базой при расчете цен на российскую нефть марки Urals, торговалась на уровне 111 долл. за баррель, но к началу октября снизились примерно на 20%. 8 октября цена бареля нефти упала до 91,6 долл. за марку Brent до 87 долл. за североамериканскую марку WTI. Сегодня стоимость нефти марки Brent до 87 долл. за барель, и некоторые аналитики полагают, что в ближайшие месяцы падение может продолжиться.
Однако относительно причин такого падения среди специалистов нет единого мнения. Вот, к примеру, что о состоянии мирового рынка нефти думает известный эксперт генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев:
Действительно, важнейшим игроком на современном рынке нефти по-прежнему является Королевство Саудовская Аравия, но распределение сил и интересы на этом рынке с 80-х годов ХХ века существенно поменялись. Связано это, прежде всего, с радикальным увеличением добычи сланцевой нефти в США, в результате чего с североамериканского нефтяного рынка были вытеснены как сама Саудовская Аравия, так и поставщики сырой нефти из Латинской Америки (прежде всего Венесуэла) и Африки (Нигерия). Южноамериканские и африканские нефтепроизводители были вынуждены переориентировать свои поставки на азиатские рынки и потеснили там позиции Саудовской Аравии.
Ряд экспертов полагает, что увеличивая производство нефти и откровенно демпингуя на очень выгодных и перспективных восточноазиатских рынках, Саудиты пытаются, сбивая цены, с одной стороны, восстановить свои позиции в Восточной Азии, а с другой стороны, они намерены вытеснить с нефтяного рынка США часть производителей сланцевой нефти с высокой себестоимостью добычи и занять их место.
Несколько иная точка зрения у известного аналитика Михаила Хазина:
«Как мне кажется, США сегодня заинтересованы не столько в том, чтобы снизить мировую цену на нефть (нам в пику), сколько сделать серьезный ценовой зазор в свою пользу по отношению к основным конкурентам на мировых рынках (Китай, Евросоюз). То есть - изменить модель ценообразования. Снижение цены на нефть - это только первый этап реализации соответствующего плана, на втором цены будут расти, но только за пределами североамериканского континента».
Таким образом, уже всем очевидно, что на мировом нефтяном рынке разгорается жесткая ценовая война, инициаторов которой следует искать в Вашингтоне и Эр-Рияде. Скорее всего, Россия не является целью этой войны, но может оказаться ее побочной жертвой. Причина этого в сформированной десятилетиями ультралиберальных реформ сырьевой структуре отечественной экономики, которая делает нашу страну крайне зависимой от конъюнктуры мирового рынка углеводородов.