Майская Турция: Кемер, Чамьюва

May 25, 2015 10:54

Впечатления записаны, зарисовки выполнены, эмоции поутихли, фото разобраны, сувениры раздарены, пляжная музыка сохранена… Можно высвободить мысли и пойти дальше. Начну с того, что любая поездка определяется ключевой фразой: «…позвонила подруга, есть предложение у неё по недорогим путёвкам…», а потом начинаешь смотреть и от стартовой цены в 13 тысяч останавливаешься на 25. Смотришь отели «тройку», «четвёрку», а ещё точнее - смотришь как баран на новые ворота, пока твои знакомые перебирают отели, вспоминают свои более ранние поездки, казусы и пожелания… Сразу скажу, что это был мой первый выезд куда-то заграницу (если не считать Украину и Беларусь, куда выезжала по внутреннему российскому паспорту). Загранку сделала себе осенью минувшего, 2014 года, а значит пришла пора ездить. Мы с подругой сначала обошли 3 агентства, узнали цены, места, температуру воздуха и отзывы отдыхавших ранее. После долгих перебираний, сравнений, остановились на отеле L`oceanica Beach Resort Hotel и чартерном рейсе из Белгорода от ТезТура (даты поездки с 9 мая по 16 мая 2015 года). До сих пор вспоминаю огрызки впечатлений и понимаю, что эта поездка для меня прошла почти как в тумане - за меня что-то заказывали, бронировали потом сейф, за обедом узнавали расписание работы сауны, начало обеда и ужина, как звонить в номер (хотя распечатка с этой инфой лежала на тумбочке в номере, лень же прочитать как обычно). И по впечатлениям… Вспоминая, как я мотаюсь по хостелам, сплю в поездах или моюсь в Волге… разумеется, отдыхать в 5-звёздочном отеле для меня даже слишком круто, необычно, непривычно и порой даже казалось, что это сон, сказка и происходит не со мной.
Перелёт из Белгорода я перенесла хорошо, как и мои все спутники, разве что 2 пачки жвачки слопали. Так как вылет был 9 мая, нам всем раздавали полосатые ленточки, а уже в Турции в отеле в честь Дня Победы для всех русских устроили шоу. Поначалу меня очень сильно пугал Ибрагим, он же Ибо, аниматор. В вечерних и ночных шоу в амфитеатре он вообще выглядел каким-то чертёнком, я пыталась сделать несколько фотографий, чтобы пририсовать ему рожки и хвост, но на фото он воспринимается совершенно иначе, нежели в жизни. Это он на пляже зазывает всех на аквааэробику, в тир, а вечером валяется на стекле и гвоздях и крутит факелы, плюясь огнём:

В первый день мы заселились, поужинали, вечером прошлись к пляжу, побродили по целым двум улочкам, оценили пальмы, стройки и мусорки. День второй, ранний подъём, отельный гид Рамиз предлагал экскурсии и пугал нестраховыми случаями. Не стали мы заморачиваться сильно с экскурсиями (хоть и через дорогу Ginza Travel и куча частников предлагали за меньшие деньги)  - заплатили 55$ за поездку по маршруту Отель - Демре - Миры - Кекова и обратно в отель. День третий, выезд на экскурсию в 7:20, в 7 утра можно уже завтракать, наскоро поели и побежали. Экскурсия насыщенная, отельный гид нам всегда делал акцент на том, что «все экскурсии проводит сертифицированный русскоговорящий гид-историк»… Честно, понимаю, что чуточку прихрамывает такой русский, со склонениями, падежами, спряжениями. Лично я уже через 40 минут такой речи выключалась, устала. Ну и разумеется, стандарт для руссо-туристо: вас везут в самые дорогие магазины, вам не дают времени погулять даже по окрестностям, чтобы купить что-то чуть дальше за углом, но в 2.5 раза дешевле. Понимаю, что подобную поездку к Николаю Чудотворцу в Миры Ликийские я совершаю один раз в жизни, «на берегу» учитывала стоимость экскурсии и икон, но всё же было очень обидно, что и в этом тоже бизнес. Причём, категорически не понравилось то, что к каждому прицепится женщина из магазина, консультант, которая буквально ходит за тобой по пятам, стоит над душой, трамбует лишней и ненужной информацией, задаёт вопросы откуда мы и прочее. Лично мне именно это не понравилось. Это меня сбивало с толку, мешало сосредоточиться, вплоть до того, чтобы сосчитать, кому я могу привезти иконы и сколько мне на это надо денег. Пришлось отвернуться, считать вслух по пальцам раза три. Да, понимаю так же, что выбранные мною маленькие иконки по 10$ нигде в 3 местах при беглом осмотре замечены не были, однако на входе в собор-музей Noel Baba можно было бы купить иконку чуть меньше, но уже за 4 бакса, а не за 10. Конечно, можно было бы пожадничать и вообще нигде ничего не покупать, никто ж не заставлял, однако я не планировала везти домой всякий хлам, магнитики, тряпки. И потратила в итоге на 10 баксов больше, чем планировала. Зато всем, кому искренне желала привезти иконки из этого знаменитого и святого для всех православных места - всем привезла. Двое моих спутников отказались ехать на экскурсию, но им обязательно мы привезли иконки тоже. Это как говорится - сам съездил - повези с собой в своём сердце всех ближних тебе и привези что-то, чтобы прикоснулись и они к источнику благодати. По вере вашей да будет вам, поэтому я совершенно не сожалею ни о деньгах, ни о поставленном бизнесе, ни о чужом хлебе с маслом и икрой. Это принципы маркетинга или ещё чего-то, когда «всё равно купят, выбора нет». Немного сначала это при выходе из иконной лавки поднакрыло ощущением неприятности и неправильности происходящего, да и не меня одну накрыло. Предлагаются серебро, золото, драгоценные камни. Смотришь и думаешь: «Боже, за иконой ведь пришли, за образом, а не за блестяшками с инкрустацией». Несколько минут дороги, размышлений, потом топаем к скалам и гробницам. Тут от смены декораций отпустило. По ступеням амфитеатра пока спустились - совсем отлегло. Правда, я себя лохом ещё долго чувствовала. Вроде бы и читала заранее в интернете, что возят ведь по самым дорогим магазинам, точкам и местам, но изучить место и территорию я как-то не удосужилась, о чем сильно пожалела и ругала себя. И в то же время разум отрезвлял: если ты едешь в 5 звёзд, берешь пусть коллективную, но недешёвую экскурсию, значит ты сам на себя навешиваешь «ценник» или неоновую рамочку как обладателя пухлого кошелька. Ведь никому не интересно, как и откуда берутся у тебя твои деньги. Прогнала все мысли как назойливых мух и стала наслаждаться продолжением экскурсии, за которую как говорится «уплочено».
После нас ждал обед и плавание на катере к берегам быстро затонувшего острова Кекова. Экскурсовод всё время что-то рассказывал, заранее я много всего читала в интернете, да в памяти мало что отложилось, кроме увиденного и сохраненного на фотоаппарате. Кроме того, очередная уловка нас поджидала и тут. Турецкий фотограф буквально задалбывал - сядь так, и сяк, и эдак. Я, блин, смотреть на горы и море хочу, отстаньте от меня, но улыбалась и оставалась любезна. Понимаю, они работают на свой хлеб с икрой и маслом, чтобы на берегу туристам предложить пластиковую тарелку с твоим фото. Отфотал мальчик всех туристов, пока отводилось время на купание в открытом море, сплавал напечатать фотки и на берегу зажатые между тарелками предлагал. Стоимость 4 доллара для русских, 4 евро для иных прочих иностранцев. Причём, меню на борту тоже  - цены в евро написаны, а нам экскурсовод говорит, дескать, не смотрите, что евро, это для вас доллары. Предлагая тарелку с твоей мордой, торговец сообщает, что или 4 доллара, или 4 евро. А я смотрю, слушаю и про себя проговариваю: «Мил человек, между долларом и евро сейчас 7-8 рублей разница, а за кусок пластика 28-32 рубля - вроде я не обеднею, но как-то негуманно выходит. На эти деньги я могу в нашей столовке пообедать». Вдобавок подобная уловка меня уже поджидала однажды при транспортировке в крепость Орешек, когда ни слова не говоря девочка с фотиком всех пощёлкала абы как, потом распечатали на дешевой бумаге кружок 4 сантиметра диаметром с твоей мордой, прилепили на тарелку и по 250 рублей забирай. И тогда, после крепости Орешек тоже много кто покупал такие сувениры сомнительного качества. Турецкие же многие рассматривали, семьи особенно покупали много тарелок, торговались, что-то выкупали смесью рублей, баксов и евро. Я не поддалась на уговоры, просто сфотографировала эти тарелки и ушла. Фотки неплохие, да, но лица у нас невыспавшиеся, от дороги уставшие, по фону море и вокруг рамочка из надписей на турецком с достопримечательностями. Простите, и чо? За бакс одну может и забрала бы, но не за 4. Тем более что в Турции принято: если ты озвучил сумму, то значит ты готов её заплатить однозначно. А я посмотрела на себя и мою спутницу внимательнее на этих фотках, повертела в руках эти тарелки, поставила обратно, сфотографировала на свой аппарат для памяти и ушла в автобус. Я была не готова даже и бакс заплатить.
Обратная дорога по серпантину под турецкий релакс мне понравилась больше. Экскурсовод мало чего рассказывал, дал возможность отдохнуть. Затем завозили нас в винные погреба, но я о винах ничего не могу сказать, не пью. Могу только сказать о гранатовом сиропе. Там его за 8 баксов предлагали маленький и за 13 большой, когда на рынке мы нашли за 2 бакса маленький и 3 бакса большой соответственно. Потом всякие чаи и локумы в магазине над погребом, но мы тут уже были учёные, когда искали на рынке чай из турецкого шалфея. Вот тот чай за 50-граммовую коробку предлагали 3 бакса с индиримом (скидкой), у кого чай стоил 5, отдавали за 3, у кого стоил 4, отдавали за 3. Знакомые ездили 5 лет назад и покупали этот чай в сушеных пучках за доллар, поэтому искали упакованый «веником».
Разумеется, вино и сладости не покупали здесь никакие. Ах да, забыла ещё про ониксовый центр, торговля прямо на заводе по обработке этого оникса. Завозили нас и туда, но разумеется, я даже толком и не разглядывала все эти камешки-безделушки. Там всё ЧОК ПАХАЛЫ ("Слишком дорого", по-турецки). Мне было просто не интересно. А позже от половинки входного билета отрывали номер, в автобусе проводился розыгрыш - 3 безделушки ониксовый центр предоставил нашему гиду. Гида зовут Ильхан. Сначала мы долго вспоминали его имя, теперь я его забыть не могу. Спутница моя по счастливой случайности вторым номером выиграла ониксового лебедя (размер в высоту два спичечных коробка):

Кроме того, в Турции принято представлять водителя, называя по имени. Один водитель Мехмет Бей, второй Мустафа. И если не ошибаюсь, у руля катера стоял Мехмет - красивый, статный, загорелый с обильной сединой в чёрных волосах. Кстати, Мехмет - самое распространённое имя в Турции. Представить водителя по имени считается знаком уважения. И повадились гласить о новой традиции, что якобы есть корзинка у водителя для чаевых, так называемый «бакшиш на гашиш», но мы ничего не оставили. Другие туристы, преимущественно семейные пары постарше - оставляли по 1-2 доллара. Вот что-что, а к водителям и автобусам нареканий нет, дороги идеальные, разве что потряхивало нас немного на съездах к отелям - где ремонт, где полугрунтовка. Много всего вокруг и в Анталии строится, потому что Турцию ждёт Expo-2016-Antaliya, чем турки непременно очень гордятся.
Проезжали мы мимо парка ТекирОва, что в переводе с турецкого означает «территория полосатых котов» (или район, честно, уже не помню). Не хотела бы я тут в марте отдыхать :-D
Из экскурсии этой мы привезли 2 блокнота, качество бумаги очень даже сносное, не молескин, но для зарисовок ручкой самое то, формат молескина, скруглённые уголки, держалка-резинка и фотки достопримечательностей Турции. Была ещё пачка, 10 штук за 10 баксов, но т.к. сувениры уже всем были куплены, мы эти блокноты брать не стали. А так вообще на подарок было бы очень здорово. И тут же начала сбываться моя мечта - мне очень хотелось создать тревелбук, но как-то специально стартовать никогда не получалось. А тут я после ужина и душа взялась вспоминать белгородский аэропорт, раздаваемые ленточки, бегло сделала несколько листов в каляками-маляками зарисовок… И увидел Бог, что это хорошо. Дальше таскала за собой блокнот разве что не в туалет. И зарисовки очень здорово скрашивали оставшуюся половину отдыха и праздное валяние на солнце. Разумеется, от экскурсии в день четвёртый мы ещё «отходили», отоспались, отъелись, отплавались. Но тюлений ленивый отдых на 4 день мне уже малость наскучил, я стала уставать от однообразия: пляж, помылся, поел, полежал, пляж, помылся, поел и всюду назойливые турки, турки, турки, турки… Особенно пускающие на тебя слюни и глядящие на тебя масляными глазами… Понимаю, что они очень любят женщин, но мне на 4-й день к вечеру уже захотелось тишины, какого-то своеобразного «панциря», собраться с мыслями своими, кое что записать в телефон - на бумагу как-то не ложилось, сколько бы раз не начинала свои «почеркушки». Приключилась ещё одна ситуация неприятная, чуть не спровоцировавшая конфликт внутри нашей отдыхающей компании, но всё прекратил разом забавный эпизод: мир действительно очень тесен. А дело обстояло так: в назревающем конфликте мы шли по улице на рынок. И тут бац, в разгар переполоха меня кто-то окликнул. Оборачиваюсь. Не виделись с одногруппником по университету после выпуска лет 5 или 6. И надо же - в турецкой деревне Чамьюва встретились. Ну буквально пара фраз про как дела и распрощались, оставив офигевшими и меня, и моих спутников. В итоге конфликт исчерпан, тема разговора изменена, а после драки кулаками не машут. Остался неприятный осадок незавершенности и недосказанности, который меня вечером ел. Даже рисовать не получалось, чтобы отвлечься. В итоге тасовало меня в 4 утра проснуться и пойти в чисто поле к морю с фотоаппаратом. Наступила долгожданная тишина, местность без людей, наедине со своими мыслями. Только шелест волн и я.

Про рынок, сувениры, турецкую баню хамам писать особенно мне нечего. Для первого опыта с пенным массажем я заплатила 33 доллара (торговались с 35), впоследствии мы приходили грелись бесплатно. Не могу сказать, что мне невесть как сильно понравилось. Наверное дело в организации процесса. Спутники мои рассказывали, что они в Алании отдыхали - сервис был организован совсем иначе и гораздо лучше. А в этот раз получилось, что двоих намазали грязью прямо на банном ресепшене у всех на виду, а про третью когда ей смывать грязь и вовсе забыли. Я ждала подругу, грелась на лежаке вместе с ней, поэтому смыли мы грязь в переодевалке (она же по совместительству туалет при бане) и утопали в номер. Лично я второй раз на платные массажи и обдирание шерстяной рукавицей не соглашусь, ничего  в них эдакого сверхособенного, а вот поразглядывать интерьер, мозаику - это с удовольствием (фото с сайта отеля):

Ночной выезд из отеля подпортил картину - поднялись в 3 часа ночи, кофе не выпить, тошнит от недосыпания, в дорогу ланчбоксы - бутеры из непонятного белого хлеба, то ли задохнулись в полиэтилене, то ли такой запах от сыра… Нет, не протухшее. Жаль, что на ресепшене отеля нет ни кофейного автомата, ни хотя бы электрочайника. Кофе нашли только за 4 доллара в Сабвее аэропорта Анталии в стакане приемлемого размера, слопали ланчбоксовые бутеры. Увозили туристов не только из нашего отеля и девочка из ТезТура сильно извинялась за то, что опаздывают аэропорт. Я думала, что перед нами, т.к. утром нас забрали на полчаса позже. Водитель (имя не помню) ПДД турецких не нарушал, но летел быстро в максимально допустимых пределах. Мы прибыли за 8 минут до начала регистрации. А в самолете уже на подлёте к Белгороду командир корабля нам сообщил, дескать, погода в Белгороде хорошая, +10… Весь самолёт многоголосно завопил - это ж теплынь несусветная после +24 в Кемере. Стуча зубами, подавали паспорта на контроль, и я чуть не поздоровалась по-турецки с работниками нашго белгородского пункта. И пару дней ещё в магазине ловила себя на мысли, что возмущаюсь на турецком и порываюсь поблагодарить на турецком. Турки очень радовались, прям оживлялись, когда я с ними пыталась хоть пару-тройку фраз, но на их языке. Главное - преодолеть барьер стеснения и начать говорить. Пару раз проговоришь, интонацию запомнишь (я разбиралась только по транскрипциям, не слышав предварительно произношения слов). Тем более в отеле многие хорошо говорят по-русски. Но есть даже и работники отеля, которые не понимают русского. Только кивают тебе в знак согласия, вводя в заблуждение, если что-то спрашиваешь.
Очень понравился нам номер, уютно, убирали его каждый день. И мы решили «на сдачу» оставить чаевые: на бумажке я попыталась написать по-турецки «Большое спасибо!» и приложить 1 доллар. Оставили на тумбочке. Мы хоть не свинячили в номере и кровать приправляли, но всё же приятно приходить с пляжа в чистый номер, с чистыми полотенцами и аккуратными аки кирпичик перезаправленными кроватями. Ну ладно, написали, оставили, ушли. Возвращаемся, гадаем, нука-сь, забрали ли наш бакс и бумажку… Заходим, а там:

И честно, даже пока сейчас пишу, вспоминаю - слёзы на глазах то ли от радости, то ли от счастья, то ли от всего вместе. А всего-то (курс немного упал пока мы там отдыхали) - бакс это 49 рублей на наши. Мы поблагодарили, а нас поблагодарили в ответ. Неожиданно, приятно, незабываемо. Может тут сыграли роль 5 звёзд отеля, но всё равно приятно. Даже как-то было боязно убирать всю эту красоту, так и лежало до вечера, пока лепестки не высохли.

Турция, travelbook, заграница, Случаи из жизни