Оригинал взят у
pa_o_lina в
Слово следует произносить так, чтобы тем самым переступать через себяВ предыдущей статье содержались цитаты из интервью с выдающимся румынским богословом и переводчиком святоотеческих текстов свящ. Думитру Станилоае (1903 - 1993) "
Persoana şi individul - două entităţi diferite" ("Личность и индивид - не одно и то же"). Решила "по горячим следам" выложить перевод интервью целиком.
Слово может быть лицемерным, диктаторским или лживым, но это не есть подлинное общение. Словом можно льстить, обижать, ругать, но оно предназначено совершенно не для этого. Мы произносим слово не для того, чтобы найти себе оправдание или похвалиться. Слово должно быть свидетельством другому о том, что он для меня важен. Это искреннее исповедание моей любви к нему и одновременно долг. Слово следует произносить так, чтобы тем самым переступать через себя.
***В отличие от индивида, личность живет в общении с другими личностями, так что их жизни переплетаются. Личность не знает, где начинается ее собственная жизнь и где заканчивается жизнь другого. Это подобно континууму. Я не могу существовать без другого, а другой не может существовать без меня. В жизни, изолированной от ближних, нет радости. Мы никогда не сможем жить в одиночку. Даже если мы иногда думаем о других критически или с ненавистью, планируя использовать их исключительно в своих целях, мы все равно нуждается в ком-то, в “другом”. Мы никак не можем лишить себя присутствия другого. Я нуждаюсь в другом, и другой нуждается во мне. Между личностями не существует границ. Так, между отцами и детьми, между супругами нет границ. Общность людей восходит на высоту, становясь пространством общения и совместного следования. В некотором смысле мы все подчиняемся друг другу, но в этом подчинении общения мы не умаляемся. Одиночество причиняет нам страдания. Даже индивидуалисту или человеку, страдающему нарциссизмом, худо без других. Он нуждается в том, чтобы думать о ком-то еще, даже если мнит его ниже себя. Так, одного человека нельзя отделить от другого. Подлинное общение и соработничество не превращают народ в аморфную массу, как это произошло в коммунизме, где ничему и никому не придается значения за исключением того, в чьих руках сосредоточена власть. В общении другой человек становится для меня гораздо важнее, чем я сам. И чем больше забываю о своих нуждах, тем больше получаю и тем счастливее становлюсь, в то время как другой человек, в свою очередь, поддерживает меня, забывая о себе. Если я придаю своей персоне особое значение, то остаюсь одинок, так как другой человек ответит мне тем же... Так мы сами вгоняем себя в одиночество.
Такое одиночество оказывается самым тяжелым и большим несчастьем. Счастье заключается в общении, в осознании того, что ты не один, что кому-то есть до тебя дело, что кто-то интересуется твоей жизнью и участвует в ней.
Что Вы думаете об отцах-пустынниках, которые подвизались в одиночестве, вне общины?
- Отцы-пустынники пребывали в постоянном общении с Богом. Господь обитал в полноте в их сердцах. Кроме того, они молились за других, хранили других в своей молитвенной памяти и в глубине души не были отделены от остальных людей и от мира.
Человек был создан не для того, чтобы жить в изоляции, в одиночестве. Путь индивидуализма стал моделью существования Запада. Там сложился очень упрощенный взгляд. Такой односторонний рационализм изолирует человека, и результатом такого подхода является чрезмерный индивидуализм, который преобладает в западном обществе.
Как и почему произошло это обособление?
- Люди отделились друг от друга. Мир отделился от Бога. Это секуляризация в ее абсолютном проявлении. Люди сочли, что Бог где-то слишком далеко, на небесах, и больше не присутствует в повседневной жизни. А, значит, уже нет жизни во Святом Духе. Ведь такая жизнь являет себя только тогда, когда Бог пребывает внутри нас Духом Святым. Истинное счастье - это когда кто-то думает о тебе, тем самым проявляя себя как личность. Это счастье приходит только тогда, когда не остается места индивидуализму (ведь в ответ на мою самость другой человек начнет проявлять свою самость). Чем больше даришь, тем богаче становишься. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Конечно, это, в первую очередь, касается духовных даров, но вместе с тем нам не стоит забывать, что мы живем во плоти. По сути, едва ли возможно быть щедрым и добрым вне общения с другими людьми. Доброта не может возрастать и укрепляться в изоляции. Разобщенность есть начало и конец злобы. Злоба - это и есть разобщенность. Она заключается в желании умалить личность другого человека, чтобы самому на его фоне выглядеть более внушительно. На той же потребности в общении могут паразитировать цели лукавого, побуждающего использовать, эксплуатировать другого, сделать его своим рабом, заставить его тебе поклоняться. К несчастью, чем больше хочешь, чтобы тобой восхищались другие, и выставляешь себя в самом выгодном свете, тем больше недоверия и подозрений вызываешь в их сердцах. Чем больше смиряешься, убегая от восхищения окружающих, тем выше оказываешься в глазах своих ближних.
Как Вы видите жизнь в общении современного человека, у которого есть в распоряжении коммуникации и информационные технологии: спутниковое телевидение, личные мобильные телефоны и даже «виртуальная реальность»?
- Можно быть бесконечно одиноким, даже если тебя окружает весь мир, если ты не в состоянии пребывать в личностном общении, если ты не можешь чувствовать тепло души другого. Подлинное общение является конкретной реальностью: когда другой человек находится рядом с тобой, когда слышишь его слова, когда он слушает тебя. В этом смысле "cuvânt" («слово») в румынском языке уникально, обладая глубоким значением. Оно происходит от латинского «conventum», что означает «пребывать в общении», «быть вместе с кем-то». Это нечто большее, чем слово. Это действие. Это поступок. Это свидетельство одного человека другому. Это также обещание и гарантия того, что в диалоге один слушает другого.
Разумеется, слово может быть лицемерным, диктаторским или лживым, но это не есть подлинное общение. Словом можно льстить, обижать, ругать, но оно предназначено совершенно не для этого. Мы произносим слово не для того, чтобы найти себе оправдание или похвалиться. Слово должно быть свидетельством другому о том, что он для меня важен. Это искреннее исповедание моей любви к нему и одновременно долг. Слово следует произносить так, чтобы тем самым переступать через себя.
Что же можно сделать в окружающем мире, который увековечивает неестественные смыслы слов, в особенности тех, о которых Вы только что говорили?
- Нам надо довериться Богу и делать все, что в наших силах, чтобы обретать людей для Бога, никого не презирая. Христос принимает грешницу и прощает ее, но при этом говорит: «Больше не греши». Человеку надо поддерживать общение даже с теми, кто его презирает или ненавидит, чтобы обрести их сердца для Бога. Конечно, не стоит забывать и о том, что Христос призывал «не метать бисера перед свиньями и не бросать святыни псам».
Беседовала Лидия Штефэнеску