Курбан-байрам

Oct 26, 2012 13:18



Фото Ильи Варламова

Около 150 тыс. человек приняли участие в праздновании мусульманского праздника Курбан-Байрам в Москве. Обошлось без происшествий, к счастью, баранов в городе не резали. В Москве совершить намаз можно  на территории четырех мечетей и дополнительно выделенных площадках трех парков.
Ими стали поле для гольфа в спорткомплексе "Лужники" и площадки двух религиозных организаций - шатер близ физкультурно-оздоровительного центра "Изумрудный" в Южном Бутово и парк "60-летия Октября" на проспекте Андропова.

И, как всегда, праздник у многих вызывает раздражение. Бытовое раздражение - смесь страха, презрения и проч. часто выражается в обостренном внимании именно на самом факте жертвоприношения, на его, так сказать технической части.
А то на мясохладобойне животным легче приходится, или в деревнях вот сейчас не режут скотину? А охотники, часто состоятельные горожане, которые платят немалые деньги, чтобы убивать диких животных. А вот мода в последнее время на фермерские продукты? Тогда надо стать вегетарианцем, джайнизм исповедовать. Всех жалко, мне вот карпов в аквариумах супермаркетов тоже жалко. А раков живьем варить? Другое дело - нельзя обряд жертвоприношения совершать в неположенных местах на глазах людей, которые не хотят на это смотреть. Но если так - то накажут, да и не было таких случаев в этому году в Москве.

Что касается  заклания в эти дни животных, чаще баранов, то это можно будет сделать только на специальных бойнях и фермах Московской области. Всего организовано около 20 таких мест, куда смогут приехать и жители столицы. Существует также практика покупки по предварительному заказу мяса жертвенных животных в  магазинах "Халяль", рассказал корр. ИТАР-ТАСС заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман по области Рушан Аббясов.

А насчет сути самого праздника - это такое прочтение древней истории про Авраама и Исаака, если кто помнит. В исламской традиции, правда не Исаак, а Исмаил, его считают прародителем арабов. Просто ожившая древность. А древность она такая, суровая. Тут уж ничего не поделаешь.

Просто исламская практика в данном случае ближе к древности, но и для, к примеру, кавказских христиан - зарезать животное на праздник, или в благодарственных, жертвенных целях - вполне нормальное явление. Например, в благодарность за исцеление, или в память о ком-то. Есть подобная практика у армян, называется матах, и хотя армянская церковь говорит - что это не кровавая жертва, а так сказать дар Богу, и милостыня, - в народе этот обряд именно как жертвоприношение воспринимается. Есть и у грузин что-то подобное.

В детстве в возрасте 6 лет я видел как совершают матах армяне, рядом с древней часовенкой в Нагорном Карабахе в память мужика, умершего год назад. Барашку дали попастись перед смертью, и у него из пищевода торчали стебли непереваренной травы. Вот такое воспоминание.

Сбоку от  той часовни были вкопаны два деревянных столба, между ними была натянута веревка, на которой висели головы, или уже черепа разных животных: петухов, козлов, коз, баранов, быков. Внутри хранилась старинная медная посуда, для того, чтобы в случае необходимости приготовить жертвенное мясо, его делят на семь или девять частей, раздают: вареным, реже жареным, или сырым, тогда обходятся без медной посуды.

А когда мне исполнилось 40 дней мой дед-лезгин в честь меня зарезал барашка. Мне рассказывали. Не из религиозных соображений, а просто древний обычай. Так то. Воспоминания о жертвоприношении и в языках сохранились, во фразеологических оборотах. Например, азербайджанцы часто говорят "курбан олум" то есть "буду жертвой". Вариант - "буду твоей жертвой", если выражают дружеские чувства. А армяне приговаривают "совершу жертву", выражая нежные чувства, например, к детям. Такие же обороты есть и в персидском, говорящие, правда не вдумываются в конкретный смысл.

Я не хочу сравнивать ничьи обычаи, я просто рассказал. У Ильи Варламова, zyalt много фото с сегодняшнего праздника мусульман в Москве.




власти, Россия, ислам, Курбан-байрам, общество

Previous post Next post
Up