Истоки русского героизма. Князь Святослав

Sep 29, 2015 11:34

В прошлый раз, когда мы обсуждали с Вами феномен героизма, мы говорили о героях и их роли в народном сознании. Мы отметили, что герой обязательно выступает на защите интересов человека, сражаясь сначала с монстрами, чудовищами и другими свирепыми тварями, а затем с проявлением монструозности в людях (страх, ненависть, алчность, несправедливость, ( Read more... )

Газета, СВ, Героизм, Святослав, История, Русский героизм, Классическая война, Миф

Leave a comment

Comments 62

aramzam September 29 2015, 07:13:01 UTC
Говоря о Святославе и истоках героизма, нужно ещё добавить такую составляющую как ВЕРА. Правда читатели от РПЦ будут недовольны.

Reply

badgun159 September 29 2015, 08:07:14 UTC
Да, был язычником Святослав. Сопротивлялся принятию Православия, хотя мать его была крещёной. А всё для чего?

Reply


alexander_gorn September 29 2015, 08:06:17 UTC
Я бы не стал так уж однозначно мазать Византию чёрной краской, а Святослава рисовать этаким идейным борцом за правду и справедливость наподобие "супергероев" американских комиксов. Там сложнее всё было ( ... )

Reply

badgun159 September 29 2015, 08:22:25 UTC
Да, не однозначно там всё было, если глядеть с современной колокольни. Права человека... исконные территории... Как будто римляне не огнём и мечом свои земли расширяли ( ... )

Reply

alexander_gorn September 29 2015, 08:56:51 UTC
Понимаете, в чём дело... Есть упрощение, развенчивающее героизм. Как раз то, о котором вы говорите, упоминая Невского: "не желаем разбираться в тонкостях реальных обстоятельств, Орда - злобные орки, Невский имел с ними дело, значит, он тоже злобный орк". Против такого упрощения мы с вами однозначно будем, не так ли ( ... )

Reply

badgun159 September 29 2015, 09:07:26 UTC
Я согласен с Вашей логикой. И я не отрицаю той или иной действительности, не занимаюсь и подлогом или злостным умолчанием. Я лишь расставляю приоритеты для отражения героических черт характера и, как мне кажется, расставляю их правильно. Тем более в условиях статьи ЖЖ, где нет возможности представить масштабное исследование всех причин и следствий (и без того статья большая очень получилась). Хочешь, не хочешь, а что-то приходится оставлять без внимания. Против общей картины и описания характера Святослава с последующими от него героическими архетипами, опять же как мне кажется, я не погрешил. Хорошо, если так и есть

Reply


pontokot September 29 2015, 10:06:29 UTC
В целом статья, на мой взгляд, интересная, хотя излишне пафосная и грешит исторической недостоверностью, например:
"Твой щит на вратах Царьграда".
Речь идёт .... и о взятии Олегом Царьграда-Константинополя - крупнейшего города Византии.
Грандиозный поход (2000 лодий(хотя в некоторых русских источниках говорится о 100-200 лодий)), который византийцы.. Не заметили! Ни одного упоминания в хрониках.

А ещё очень интересная картина после схемы битвы при Доростоле.
Не разъясненная а зря.
Ведь именно там показаны языческие жертвоприношения перед битвой.
Не сообщено что на зимовке после битвы приносились в жертву свои же боевые товарищи, христиане, которых обвинили в том, что именно они виноваты в поражении.
Христианское правительство Ольги не оказало помощь и поэтому тоже.
И много другое не отражено в статье.
В результате Святослав получился лубочной картинкой, в стиле Козьмы Крючкова насадивщего на пику семерых немцев и в одиночку разогнавший батальон немцев.
(Был такой, если встречали, герой у царского правительства в первой мировой.)

Reply

aramzam September 29 2015, 10:29:41 UTC
Поделитесь, если можно, источником про жертву христианами на зимовке. Не встречал такой информации, интересно. Может это и не жертва была, а казнь, и не во время зимовки, а после?
При Ольге месть Древлянам и казнь выживших тоже была, та ещё змея и Игоря сгубила и свидетелей убрала. В этом случае может нечто подобное произошло, только главный герой другой...

Reply

pontokot September 29 2015, 11:33:40 UTC
Эпизод зимовки Святослава на острове березань (буян)
Впервые я наткнулся на этот эпизод в книге "от Руси к России" гумилёва. Перепроверил: да, нашёл упоминание об этом и в других источниках. Указать сейчас не могу, проверял в 90-х.
Единственное недостоверное на мой взгляд, что свенельд именно после этих жертвоприношений ушёл от Святослава в Киев. Этому подтверждение не нашёл.

Reply

aramzam September 29 2015, 16:59:47 UTC
Спасибо, поищу! Как раз со Свинельдом большие загадки, в том числе есть версии, что он замешан в предательстве, но это всё на уровне предположений. Подумалось, что и смерть христиан в отряде с этим как-то могла быть связана, поэтому и заинтересовался. Возникла аналогия предательства Игоря Ольгой и того как она разобралась со свидетелями, Свинельд как раз служил у Игоря.

Reply


Историческая ложь atrq September 29 2015, 11:23:55 UTC
Святослав погиб в 972 году, основали Москву в 1147 и как все знали, что к походам Киевских князей теперешняя РФ не имеет никакого отношения.
Россия придуманное название Петром до этого это была Московия, как можно на лже-истории делать такие выводы автор явно не разбирается и не может отличить пропаганду от истории.

Reply

Re: политизированные трактовки badgun159 September 29 2015, 11:31:30 UTC
Ну почему же? РФ является правопреемником СССР. СССР является правопреемником Имперской России. Имперская Россия развивает идентичность Московского Царства. Московское царство от Объединённой под началом Московского княжества Руси. Московское княжество от Ростово-Суздальского. А оно, в свою очередь, является частью Киевской Руси и частью того народа, что земли объединял.

Если следовать Вашему тезису, то ни современная Европа не прослеживается к Древнему Риму, ни тем более США не прослеживаются к Трое, Аркадии и пеласгам. А ведь они строят свою идентичность именно оттуда и никого это не смущает. Хотя прав на это имеют на несколько порядков меньше, чем прямое родство русских современной России к русским времён Святослава.

Reply


robin2008 September 29 2015, 11:37:41 UTC
Х век..."русские", ога) а че не "россияне"?
впрочем, для подростков - сойдет, пафосно все так, с надрывом...

Reply


Leave a comment

Up