Доброе утро, друзья.
Новогодние праздники освобождают много времени на вещи и дела, на которые в будни просто нет времени. Вот и мне в этот раз удалось посмотреть сразу несколько фильмов, рекомендованных или случайно найденных в сети. В большинстве это мура, на которую времени жалко, но встречаются и картины, вызывающие тот или иной интерес. Одним из таких фильмов становятся "Голодные Игры", The Hunger Games (2012), Гарри Росса и "Голодные игры. И вспыхнет пламя", The Hunger Games. Cathcing Fire (2013), Фрэнсиса Лоуренса.
Фильмы сняты по одноименному роману Сьюзен Коллинз. В этом году увидела свет первая часть третьего фильма серии с подзаголовком "Сойка пересмешница" (2014). Роман не читал, потому сравнивать с оригиналом не стану. Третий фильм не смотрел, поэтому если подниму вопрос, раскрытый в третьем фильме, то не ругайтесь.
Сюжет (ВНИМАНИЕ! Текст содержит спойлеры!)
Человечество живёт на двенадцати территориях, именуемых дистриктами, вокруг Капитолия - столицы. Каждый дистрикт населён людьми особого сорта, выполняющих определённую работу. Голод, рабский труд, повсеместные ограничения свободы. 74 года назад дистрикты поднимали восстание против Капитолия. Жёстко его подавив Капитолий устанавливает жёсткий порядок. Для "выпуска пару" и успокоения надеждой, а так же с целью запугивания Капитолий ежегодно устраивает реалити-шоу "Голодные игры".
Участники для игр отбираются случайным образом из детей дистиктов от 12 до 18 лет. Далее дети проходят короткий курс выживания и выбрасываются на псевдоприродный полигон, где начинают, мягко говоря, друг друга рубить в капусту на протяжении недели, пока в живых не останется только один. И всё это под улюлюкания ведущих, рёв зрителей, тотализатор и др. неотъемлемые атрибуты шоу.
Китнисс - главная героиня фильма - вызывается добровольцем, когда жребий выпадает её сестре. Постепенно проникается сутью действа, находит поклонников и т.д. Даёт шоу, в общем. Зрители в восторге. При должной удаче и при должной помощи в конце мясорубки остаётся в финале одна с парнем из своего дистрикта - Питом. Правила требуют одного победителя и Китнис ломает систему, пригрозив убить себя одновременно с Питом. Зрители в восторге, Президент Сноу в ярости, распорядитель игр казнён. Жители дистриктов получили факт маленького слома системы и начинают организовываться для восстания.
Китнисс и Пит - победители. Их чествуют, возят по дистриктам с целью успокоить жителей. Для этого придумываются любовные истории и применяются жестокие силовые подавления. Не получается. Просто убить победителей нельзя. И тогда Президент Сноу с новым распорядителем начинают новые игры, где друг друга рубят в капусту уже чемпионы прошлых игр. Разумеется, главная задача - заставить Китнисс убивать тех, кто с ней заодно, чтобы разрушить миф. Очень грамотно, кстати. Но с другой стороны, ситуацией пользуются заговорщики, выстраивая Игры таким образом, чтобы Китнис укрепила надежду жителей дистриктов. Для этого выстраивается сложная система заговоров среди организаторов, участников (трибутов) и активистов дистриктов.
Во время разгара шоу начинается Революция. И, разумеется, жёсткое военное её подавление.
Что привлекает внимание?
Привлекает внимание глубокая проработка гностического общества и психология поведения толпы. Здесь в открытую не говорится, что в дистриктах живут не полноценные люди, однако в разговоре Президента с Распорядителем игр говорится, что там живут одни неудачники. И что жалость или симпатия к ним - отвратительны.
На мой взгляд, изображён общественный строй, описываемый формулой "Град на холме". Т.е. Имеется мировой Город, где живут лучшие люди - элиты, сливки сливок - и мировая Деревня, где живут все остальные - обслуга, рабочие, и др. Стоит ли напоминать, что формула "Град на холме" - концепция мироустройства, взятая на вооружение и реализуемая уже более 200 лет государством, называемым США? До США эту формулу использовали древние римляне. Рим, как Град на холме, колонии - как источник римских благ.
Параллель США с Капитолием и Капитолия с Древним Римом периода упадка сквозит отовсюду. Напыщенные жители Капитолия, ходящие петухами. Трибуты как гладиаторы на арене полигона Голодных игр как в амфитеатре. Даже образ тошнотворного, что позволяет очистить желудок неопатрициев для потребления всё больших и больших объёмов яств есть прямая отсылка к Риму.
Отсюда и поведение толпы зрителей. Они тонут в потреблении. Они слабы. Потребительство всегда порождает жестокость. "Агрессивные и жестокие позывы имеют право на осуществление. Хотя бы потому что они есть и настойчиво требуют удовлетворения" (с) (Де Сад). Удовлетворением этих потребностей в том числе и занимаются Голодные игры.
Не думаю, что у Сьюзен Коллинз и режиссёров возникли проблемы с описанием толпы зрителей, жестоких и расчётливых военных, прагматиков-политиков и др. Прототипов в нашем мире до и больше. Поэтому они получились такие точные и колоритные. Аплодирую стоя.
Огорчили некоторые мотивации необходимых поворотов сюжета.
Во-первых, никак не могу понять, почему в дистриктах не налажена система подготовки трибутов для игр. Вскользь говорится, что в дистриктах 1 и 2 молодые люди и девушки с раннего возраста проходят обучение по курсу выживания и боевую подготовку в специализированных академиях, а затем по мере готовности идут добровольцами. Более того, почти всегда они побеждают. Так почему же дистрикты не воспитывают своих гладиаторов-добровольцев? Ведь при таком обучении, при столь сильной мотивации победы и защиты родных поселений уже через два-три поколения мастерство трибутов-добровольцев превзойдёт мастерство кадровых военных. Да и банально с прагматичных целей органзаторов шоу намного зрелищнее становится сражение подготовленных бойцов, нежели случайных рубак.
Может быть мешает рабский труд. Может быть силовики, именуемые миротворцами, это дело пресекают, но в фильме об этом не сказано ни слова.
Во-вторых, с точки зрения зрелищности мясорубка в самом начале шоу малоинтересна. Она несёт сразу очень много жертв. Спорно, конечно, но мне кажется, что намного более интересным является многоразовое столкновение трибутов друг с другом, искусственно прерываемое по желанию зрителей. В наше время это бы делалось телефонным голосованием в режиме онлайн во время драки. Может быть в книге оно как-то и описано, но в фильме нет ни слова. В фильме есть только помощь спонсоров, существенно меняющая ход игр.
В-третьих, совершенно не раскрыта сущность касты миротворцев. Это единственное подразделения силовиков в Государстве. Где их выращивают? Где их воспитывают? Они очевидным образом не могут быть выходцами из напыщенного Капитолия. А значит должны были применяться какие-то механизмы подавления человечности в самих бойцах, чтобы военные не задумались о возможности захвата власти.
В-четвёртых, даже на современном уровне технологий восстание гражданских против силовиков заканчивается жёстким подавлением гражданских. Потому что есть такая штука как пулемёт, уничтожающая толпы митингующих. И есть военные спецы, которые этим пулемётом орудуют в сотни раз эффективнее, чем гражданский, эту штуку заимевший. Каким образом будет протекать восстание в описываемом мире далее, я не знаю. Восставшим нужны военспецы, оружие и средства уничтожении тяжёлой техники. А значит при остутствии специально воспитываемых трибутов-добровольцев в каждом дистрикте им должны помочь сами миротворцы.
Жду с нетерпением продолжения, дабы ответить на свои вопросы.
В общем, кино получилось добротное. Мир проработан очень хорошо. Кто читал мои отзывы ранее уже заметил, что притягивают меня фильмы с описанием вероятных будущих мироустройств, а так же их практическое применение. "Голодные игры", на мой взгляд, лучше других описывают систему, в которой окажется мир в случае укрепления гегемонии США по стратегии Града на холме. И просто не могу отметить, что эта стратегия очень созвучна стратегии Третьего Рейха.