Моя прекрасная коллега по работе занимается репетиторством - преподаёт математику детям разных возрастов. Она уверяет, что дети поглупели, да что там, просто стали тупее. Кажется, раньше такого не было.
Честно говоря, мне не с чем сравнить, со мной в детстве не занимался репетитор, и я не могу оценить, насколько менее умными и смышлеными были мои сверстники, у которых такая “роскошь” была. Тем более я не знаю, что говорили о них их репетиторы.
О, старые, дивные, прекрасные времена, когда деревья были большими, люди читали много книг, дети слушались родителей, на телевидении не было места насилию и порнографии.
У вас возникает это обманчивое чувство ушедшего, проявляется эта своеобразная форма ностальгии?
В моём родном городе, например, деревья раньше были не столько выше, чем сейчас, сколько самих деревьев было больше. Каменные джунгли отхватывают всё новые территории у джунглей естественных. Это называется “цивилизация”.
Но оставим в покое деревья, телевидение и родителей. Как быть с книгами?
Знаете эти истории про некогда самую читающую нацию в мире, про то, что так редко можно встретить человека с книгой в руках? Думаю, что-то подобное можно услышать в каждой стране.
Если верить
статистике, то люди, напротив, стали читать больше.
(
link)
Люди много читают, но читают они сейчас по-другому, нежели 20-30 лет назад. Все мы читаем не так, как в детстве.
С появлением электронных книг, планшетов, аудиокниг число читателей увеличилось. (Если верить всё той же статистике от Gallup, интернет как раз не сыграл решающую роль в увеличении числа читающий людей, по крайней мере, в США).
Многие водители предпочитают аудиокниги надоедливым рекламам по радио, время в многокилометровых пробках проходит быстрее и спокойнее. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то удобнее брать с собой какой-нибудь электронный гаджет (тот же телефон даже не надо “брать”, он всегда с вами).
Все электронные устройства доступны, книги доступны, читать их стало удобнее. Те, кого раньше заставляли брать в руки книги только с помощью палки (тоже интересный метод), с удовольствием проводят время наедине со светящимся экраном.
Представьте, что вы таскаете с собой увесистый томик "Улисса", причём в оригинале, плюс небольшой словарик на случай нехватки собственных знаний. Увольте. Он продолжит пылиться на полке в 4 случаях из 5. С тем же смартфоном - всё это настолько легко (во всех смыслах этого слова). А недовольные будут всегда.
Кто читает книги? Читают книги все, независимо от возраста, пола и уровня образования. Но обычно женщины читают больше, чем мужчины; людей за 30 легче застать за книгой, чем тех, кому от 18 до 29; более образованные люди превалируют в читательской среде над менее образованными; много читают те, кто в курсе последних событий. Но самое замечательное, чем чаще вы ходите в кино, тем больше шансов, что вы ещё и любите читать. Всё это тоже статистика (если не хотите, можете ей не верить).
Люди постоянно разгоняют ритм собственной жизни, отсюда и изменения в принципе чтения. Часто мы не вчитываемся в отдельные предложения. Ещё чаще просто просматриваем текст по диагонали, при этом довольно точно выхватывая необходимую информацию. Мы учимся.
Я согласен и не согласен одновременно с тем фактом, что всё меньше людей способны “переваривать” объёмные тексты. Зависит от цели. Если это впечатляющее нас произведение, то каждый способен читать вдумчиво, возвращаться назад, перечитывать отдельные кусочки, смаковать цитаты. Если очередная статья, которую выдал поисковый запрос, заострим внимание только на интересующей нас фактах.
И всё же, задумайтесь, какой объём информации в день вы обрабатываете, если вдруг вам кажется, что вы мало читаете.
На мой взгляд, проблема чтения менее остра, чем проблема писательства. Согласитесь, должен же кто-то сочинять книги.
Проиллюстрирую проблематику выдержкой из эссе Тоби Литта "Читатель и технология" [
"The Reader and Technology"]. (Для справки: мистеру Литту 44 года)
“Пару лет назад я провёл три месяца за игрой “World of Warcraft”, частично ради исследования для короткого рассказа, который я в тот момент писал, а по большей части, потому что я подсел на эту игру. Благодаря этому я твёрдо убедился в одном: если бы компьютерные игры, которые есть сейчас, существовали в 1979, я бы никогда не прочитал ни одной книги. Я бы не рассматривал писательство, как нечто увлекательное. Я бы не рассматривал мир снаружи, как нечто настолько интересное, чтобы вообще об этом задумываться.
Именно поэтому мне сложно понять, почему 11-летний ребёнок сегодня должен настолько заскучать, чтобы обратиться к своему внутреннему миру в поисках развлечений. […]
Я сформировался как писатель из-за уныния того места, где я жил, из-за окружающей тоски. Филип Ларкин [
Philip Larkin] сказал бы, что это не вина окружения, но в моём случае, думаю, виновато было именно оно. А затем, всё перенеслось из одного места в другое (школа-интернат), где у меня не было никакого личного пространства. У меня развилась мания уединения, которая нашла свой выход в виде стихов и личного дневника. Это не означает, что я не делал этого раньше, но они стали основой для самовыражения, самосохранения”.
почитать об
электронных книгах