Философия, не звони мне больше!

Dec 03, 2012 14:58

Сколько себя помню, нежно любила философию. Хотя нет, философия - это же любовь к мудрости, так что «любила любовь к мудрости» - это как-то не очень. Я любила мудрость. И вот теперь я мракобеска, забила на рацио и пишу этот бложик. Как так получилось? В последнее время мне уже дважды пришлось поговорить с людьми на эту тему, и вчера я получила прекрасное определение для своего состояния: "застарелое разочарование в философии, от которой в своё время ожидал очень многого - решения всех мучивших меня вопросов...:)"




Так вот, сколько себя помню, меня все время мучили какие-то вопросы. Чего там говорить, я была девочкой со странностями. Каким-то чудом в универе я попала в группу тоже очень странных людей, но даже среди них моя повернутость на философии выглядела фриковатой. И тем не менее, среди моих близких людей оказалось парочка не менее безумных. С ними мы как-то дошли до того, что организовали в НГУ философский клуб «Бездна и ромашка». По названию вы можете судить, что с самоиронией у нас всегда все было хорошо. Уже тогда, насколько я помню, мы были далеки от кондового атеизма/материализма, увлекались русскими мистическими философами серебряного века и соллипсизомом. Моя любовь к мудрости дошла до того, что я даже поступила в магистратуру философского факультета (вместо второго высшего на юрфаке, чего так хотела мама). Мне не нужна была общага, не надо было косить от армии, просто я так любила философию! Правда, при подготовке к экзаменам меня изрядно затошнило от квадратно-гнездового учебника Бертрана Рассела, который был предложен в качестве основного источника: на фоне историософских изысканий «Бездны и ромашки» атеист/матерьялист Рассел казался плоским, как блин, и тупым, как баран, бодающим рогом все, что не вписывалось в его кондовую материалистическую схему. Но его читать никто не заставлял, можно было с удовольствием читать первоисточники.

Если вы когда-нибудь придете ко мне в гости, то обнаружите три шкафа, заваленных отличной литературой. Среди них и академическое издание Дарвина 50х годов с шикарной фоточкой автора на такой полупрозрачной папиросной бумаге, глянцевый Ницше в оригинале, парадные издания русских философов, Гегель, Гоббс, Платон, Вольтер, книжки по историософии, культурологии, этнопсихологии и прочая вкуснота. Лучшая часть этой коллекции была вывезена из мрачного подвала в Ельцовке. По большей части все было куплено с форумов по цене макулатуры, но что-то покупалось в магазине за ощутимые 400-500 рублей. А все потому, что все эти книги никогда не были для меня макулатурой. Я искала в них не только тонкого интеллектуального наслаждения, но и руководства к жизни, правды, счастья.

И вот теперь, живя в этой пылящейся сокровищнице мировой мысли, я читаю Муми Троллей, православную литературу и бизнес-буки по менеджементу. Почему? По очень простой причине - для счастья философия оказалась абсолютно непригодной. Те, кто находится еще в начале этого пути, могут обманываться, что дохлебав кашу до конца, они найдут на дне золотую монетку. Но я положила на это лучшие годы своей жизни! 10 лет! Магистр философии! Надо было быть очень упертой, чтобы все еще надеяться, что в 100500й книжке счастье все-таки обнаружится. Натурально, было обещано, что «будете, как боги», а в итоге ничего не было обнаружено, кроме того, что человек гол и беззащитен перед страшным миром.

Моя первая возлюбленная, земная мудрость, оказалась в итоге кокеткой и кидалой. Ну, вы знаете таких девушек - они выматывают тебе все нервы, но до главного так и не доходит. А потом опять она звонит, такая милая, и ты опять надеешься, а потом снова - «Извини, то-се, у нас все сложно». Философия может быть подругой, но влюбляться в нее опасно. Поэтому я с большой горечью смотрю на тех, кто пока очарован мудростью - я-то знаю, что она еще даст им жару. Они еще получат свое «застарелое разочарование в философии». А я уже получила, и вот теперь проникаюсь тем, что «мудрость мира есть безумие пред Богом» и «блаженны нищие духом».

материализм/атеизм, смысл жизни

Previous post Next post
Up