Об одной городской легенде

Mar 31, 2015 13:20

Навеяно этим постом - [Кое-что в продолжение моего поста]http://blog.fontanka.ru/posts/179074/







***

История представляется мне весьма сомнительной.

"Следы пуль" имеются на фотографиях, сделанных ДО реставрации церквы Воскресения Христова на Смоленском кладбище (до 2014 г.), они покрыты патиной, т.е. это очевидно не результат неосторожности при реставрационных работах:



([ссылка]http://pravoslavnyi.ru/foto_steny_hrama_so_sledami_ot_pul_gde_byli_rasstrelyany_so.htm)



(снимок 2010 г. - [ссылка] http://v-murza.livejournal.com/82826.html)

В то же время, дырки от "пуль" выглядят чрезмерно глубокими - это явно не следы револьверных пуль, и сомнительно, что это следы винтовочных пуль, особенно с учётом толщины свежеотколотого участка покрытия:





([ссылка]http://pravoslavnyi.ru/foto_steny_hrama_so_sledami_ot_pul_gde_byli_rasstrelyany_so.htm )

Расположение сколов на гранитной облицовке цоколя, судя по фото, чрезмерно низко для "эффективного" расстрела - человеку среднего роста таким образом можно попасть только в пах, обрекая его на мучительную и сравнительно долгую агонию:



Бросается в глаза, что гранитный цоколь заканчивается на том же уровне, что и девятиступенная гранитная лестница; предполагая, что высота подступенка не ниже 10 см и не выше 15 см (стандартные размеры ступеней), высоту всего цоколя можно определить в пределах 90-135 см, что хорошо соотносится с ростом человека на фотографии.
Таким образом, основная группа сколов на гранитном цоколе располагается в верхней трети - на высоте 60-90 см (принимая высоту цоколя за 90 см), что у человека ростом 164 см (средний рост русского горожанина первой четверти ХХ века) соответствует низу живота и паху:



Либо же на высоте 90-135 см (принимая высоту цоколя 135 см), что соответствует грудной клетке:



Последнее возможно только в том случае, если цоколь имеет высоту около 135 см. В этом, и только в этом случае, группа верхних сколов будет соответствовать примерному расположению головы стоящего человека:



Автор поста на "Фонтанке.ру" высказал предположение, что расстреливали стоящих на коленях, но в этом случае трудно представить себе положение стреляющих - расстрельная команда должна стрелять либо с колена, либо использовать пулемёт, что в случае расстрела поодиночке абсурдно.
Кроме того, все эти ухищрения выглядят как-то уж совсем опереточно. Проще всего убивать в затылок, поставив на колени, из револьвера (такое практиковалось на расстрельных полигонах), но в этом случае следы на стене будут гораздо менее заметны, а направление отверстий не будет перпендикулярно стене. Последнее заставляет сомневаться и в том, что верхние сколы это следы выстрелов в голову - где же тогда располагалось орудие убийства? Не на уровне же головы жертвы перпендикулярно стене.

Ну и, наконец, убитых - если они существовали - надо было хоронить. Как правило, расстреливали именно там, где впоследствии хоронили, чтобы не возиться с гужевой или автомобильной транспортировкой трупов, однако, на территории Смоленского кладбища неизвестны захоронения расстрелянных. Есть легендарная могила "Сорока священников-мучеников", якобы закопанных живьём, но братских могил расстрелянных в 20-30-е гг. - нет.

Трудно представить себе, что расстрелы совершались в то время, когда церква Воскресения Христова была переоборудована в общежитие (после 7 января 1930 г.). В 1921 г. церква ещё функционировала; следовательно, все "расстрелы" должны были происходить в период с 1921-1922 гг. по зиму 1929 г.
Но! Действительно, в этот период ряд петроградских (ленинградских) священников был осуждён и расстрелян, вот только расстреляны они были в урочище Койранкангас (Токсово, ныне Ржевский артиллерийский полигон) или же на печально известной Левашовской пустоши, в Бернгардовке.
Там же они и были захоронены.
Сведений о расстреле в 20-30-е гг. священников или мирян на территории Смоленского кладбища (с последующим захоронением) мне обнаружить не удалось.

***

Полагаю, что это не более чем городская легенда, а "следы пуль" на стенах храма Воскресения Христова - следы неряшливой технической деятельности в тот период, когда производилась перестройка цоколя для нужд устраиваемой в церкве насосной станции.

городские легенды, это интересно, врёт как очевидец

Previous post Next post
Up