Культурный герой Возрождения. Приключенчество и авантюризм (часть 1)

Nov 12, 2015 23:55



Одним из интересных мотивов в Ренессансе является приключенчество. Приключения в рыцарском духе. Но иначе - ведь это Возрождение, где все особым образом переосмысливалось - как бы утончаясь и облагораживаясь. А.Лосев пишет:

"Средневековые" представления о героической защите возвышенных духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI-XIII вв.) получили небывалую художественную обработку не только в виде изысканного поведения рыцарей, но и в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуализма".

Наиболее известный и самый крупный пример такого приключенчества в литературе Возрождения - поэма "Неистовый Орландо" Лудовико Ариосто (1474-1533). Поэма изображает рыцаря - идейного, гуманистичного, готового помочь страждущим, вообще преследующего высокие идеалы. И вместе с тем прожженного авантюриста. Герои поэмы путешествуют в фантастическом мире и переживают самые сумасшедшие приключения. При этом повествование густо замешано на шутливо-игривом тоне самого автора, который может, например, так запросто обрубить описание кровопролитной битвы: "Но хватит, синьор, хватит для этой песни, я уже охрип и хочу немного передохнуть".

Но это не главное. Главное, по словам Лосева, что поэма проявляет "тот яркий возрожденческий и чисто бытовой тип, который погружен в неимоверное количество нагроможденных событий, который готов на любое приключение и который плохо отличает действительность от сказки".

Что значит плохо отличает действительность от сказки? Просто красивые слова? Не совсем. Довольно интересно эту тему обсуждает Л.М.Баткин - известный литературовед и историк, много занимавшийся Возрождением и, более того, темой индивидуальности в Возрождении.
Так вот, Баткин говорит, что литературоведение 19 века видит в фантасмагориях Ариосто только лишь артистизм, игру прекрасных форм и иронию. То есть то, что обладает "смыслом только для беззаботного эстетического чувства". И по его мнению это ошибка, связанная с непониманием мироощущения ренессансного человека.

"Создание Ариосто...удерживается как целое именно улыбкой. Однако "Неистовый Орландо" стал наиболее крупным литературным выражением итальянского Высокого Возрождения как раз благодаря серьезности, с которой Ариосто отнесся к содержанию поэмы.
... ирония в ней - только скрепляющая оправа, и эту потребность "придавать видимость реальности самым невероятным и нелепым вещам", может быть, удастся оценить правильней, если допустить, что Ариосто не столько поддавался эстетическому забытью, сколько утверждал свой взгляд на жизнь, т.е. вовсе не противопоставлял действительность и сказку, а сказочно интерпретировал действительность.
... тайна этого цельного мироощущения забыта, и мы пытаемся оценить аналитически то, что родилось, не ведая антиномии истины и воображения".

Интригующе, правда? А может Баткин напускает тумана, ведь что угодно можно назвать "своим взглядом на жизнь". Вместе с тем, понимание мироощущения Возрождения имеет для нас очень важное значение. Что ж, продолжим разбираться в следующий раз.

Ренессанс, Культура, Баткин, Лосев

Previous post Next post
Up