Культурный герой Возрождения. Джованни Пико

Oct 19, 2015 23:58



В прошлый раз говорили о Петрарке. О том, как он одним из первых начал осуществлять некий выход за пределы средневекового мироощущения - в сферу индивидуального. О том, что Петрарка осознает - уже в самом начале Возрождения! - невозможность опереться на это индивидуалистическое мировоззрение. Но так или иначе движение было начато: Петрарка заходит в область индивидуального, самоутверждающегося человека. И на этом поле разворачиваются все возрожденческие типы, о которых пойдет речь далее.

Этот пафос самоутверждения в полную силу был развит в период, называемый Высоким Возрождением. Одним из самых важнейших мыслителей этого периода был Джованни Пико делла Мирандола (1462-1494).
Наибольшую известность получила его речь «О достоинстве человека», которая стала своего рода манифестом гуманистов эпохи Возрождения.
Каким же предстает здесь герой - человек, о достоинстве которого рассуждает философ?

Важнейшим является то, что человек по мнению Пико не до конца создан Богом и потому должен сам достроить себя. И он становится ровно таким, каким желает стать. Мыслитель исходит в этом из вполне традиционных христианских представлений. Он говорит, что поскольку человек создан по образу и подобию Бога и наделен от Бога свободой самоопределения, то он может и просто обязан создать и утвердить себя сам. Вот что говорится о природе человека, данной ему Создателем:

«Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. <...> Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем».

То есть человек не задан заранее, и в этом его высшее счастье по сравнению с другими существами, будь то и ангелы. Таким образом, главной задачей человека Пико считает восхождение, устремление к высшему:
«В душу вторгается святое стремление, чтобы мы, не довольствуясь заурядным, страстно желали высшего и, по возможности, добивались, если хотим, того, что положено всем людям».

Это стремление к высшему, вера в неограниченные возможности человека, активно-личностное начало - основа человеческого героизма для Пико. Подобные же внутренние убеждения были у многих философов-гуманистов и великих художников той эпохи, таких как Микеланджело, Леонардо. Но этот возрожденческий титанизм, однако, не являлся единственным мировоззренческим трендом эпохи и уж точно не определял характер бытовой жизни.
И действительно, если уж индивидуализм обрел стихийную форму, странно было бы ожидать, что он будет развиваться лишь в область возвышенного. Вот он и стал развиваться по самым разным траекториям. По каким именно - продолжим рассматривать в дальнейшем.

Ренессанс, культура

Previous post Next post
Up