Исследователи установили возраст захоронения, обнаруженного два года назад в Восточно-Казахстанской области недалеко от казахско-китайской границы. Оказалось, что так называемая «Урджарская принцесса» была захоронена в IV-III веках до нашей эры, она принадлежала к скифской культуре, которая существовала в тот период на территории «Большого Алтая».
Захоронение было обнаружено в 2013 году в Урджарском районе Казахстана в нескольких метрах от автомобильной трассы. С того времени над находкой работали казахстанские и зарубежные археологи, реставраторы и другие специалисты. Среди прочего они восстанавливают материалы, которые были найдены в погребении. «Мы обращались с анализами в Эрмитаж, они дали хорошие результаты. Было интересное мифическое изображение птицы на головном уборе - птица Самрук», - рассказал телеканалу «Алматы» реставратор Крым Алтынбеков.
На сегодняшний день установлено, что примерный возраст женщины - 40-45 лет, головной убор был сделан из красного шелка, а одежда - из шерсти. Исследования находок продолжаются, и после завершения научных и реставрационных работ экспонат будет отправлен в Национальный музей Казахстана.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Урджарская принцесса жила приблизительно в одно время с Принцессой Укока - девушкой, захоронение которой было обнаружено на высокогорном плато Укок в Горном Алтае ровно на 20 лет раньше - в 1993 году. Они были представительницами родственных скифских культур - сакской и пазырыкской. Изображение сакского всадника обнаруживается на ковре из царских пазырыкских курганов. Обе женщины были похоронены в чем-то схожих высоких головных уборах. Впрочем, урджарская принцесса была богаче - в ее захоронении обнаружены изделия из золота. Курган «Урджарской принцессы» на момент обнаружения располагался на обочине автомобильной дороги. Кстати, курган «принцессы Укока» тоже находился на обочине дороги, и даже был вследствие этого поврежден и считался аварийным.
Примечательно, что в Казахстане есть немало противников научных манипуляций с останками Урджарской принцессы. Так, одна из тамошних поэтесс написала:
Мы растревожили покой
Урджарской молодой принцессы ,
И неумелою рукой
Хотим у тайн поднять завесы.
Разворошив ее постель,
Лишаем власти и короны,
Она - лишь чучело теперь,
А мы - на кладбище вороны.
Теперь ее жилье - музей,
Среди костлявых постояльцев...
Она не жалует гостей,
Грозя нам незаметно пальцем.
В комментариях к этому стихотворению на сайте Stihi.ru (в настоящее время произведение удалено автором, но его можно обнаружить в кэше поисковых систем) практически сразу вспомнили про алтайскую принцессу: «Не стоит тревожить мертвых покой... Принцесса Укока - тоже находка, но лучше б ее не увидеть такой!».
Как и в случае с «алтайской принцессой», в Урджарском районе ходили слухи, что во время раскопок в лагере археологов происходили «странные вещи». Вначале «сакская принцесса» каждую ночь снилась археологам в страшных снах, а когда кто-то пытался спуститься в ее саркофаг, в районе резко менялась погода и начиналась пыльная буря. Впрочем, сами археологи эти слухи не подтверждали и говорили, что исследования и раскопки будут продолжены.
Добавим, что районы, где обнаружены «принцессы», являются частью Алтайской горной системы, которая расположена на территории России, Казахстана, Монголии и Китая. Ранее эта территория границами разделена не была и представляла собой единое культурное пространство. В частности, об этом говорят последние археологические находки на территории Западной Монголии. По данным сайта «Роснаука», эти находки свидетельствуют о том, что еще в эпоху ранней бронзы, то есть 4 тыс. лет назад, жители Алтайской горной системы были добрыми соседями. «Большой Алтай» как некая общность существовала уже в III тыс. до нашей эры, предполагают исследователи..
http://www.gorno-altaisk.info/news/38525?_utl_t=lj