Каждого ребенка можно научить правилам. Глава 2.

Feb 10, 2011 10:12

«Я так мечтала о ребенке, всю беременность была на седьмом небе от счастья. Я ждала мальчика и все расписала себе в розовых красках. Но все вышло совсем по другому. Родилась девочка. Она много плакала и была почти всегда недовольна. Ей постоянно требовалось мое внимание. И через несколько недель мои нервы были на исходе. На это я никак не рассчитывала, разочарование было огромным».

Уже в момент зачатия многие вещи предопределены и вы не можете на них повлиять: пол, величина, строение тела и внешность. А также предрасположенность к определенным болезням, потребности во сне, аппетит, темперамент, обучаемость. Эта предрасположенность накладывается на влияние окружающей среды и влияет на развитие ребенка. Поэтому вопрос не может звучать как «какие правила должен и может выучить ребенок на первом году жизни», а лишь «Какие правила может и должен мой ребенок выучить?» Самое важное принять ребенка таким, каким он появился на свет, даже если он «трудный» или хронически болен или инвалид. Цели воспитания для каждого возраста, достижимые и имеющие смысл для Вашего ребенка - определение этого важного задания никто не может выполнить кроме вас.


Возможно вас удивит, что дети уже в этом возрасте могут учить правила. Вместо правил можно говорить о взаимосвязях. Новорожденный не имеет понятия, что хорошо и что плохо, что желательно, а что нет. Но он в состоянии заметить реакцию родителей на его поведение. Он может делать выводы из этого и подстраивать свое поведение. Его средства еще ограничены, но крайне действенны: светящаяся улыбка растапливает нашу злость. Громкий, яростный плач тоже вызывает у нас сильные чувства. Они могут колебаться между заботой, сочувствием, яростью и беспомощностью. Почти всегда появляется настойчивая необходимость плач как можно скорее прекратить.

Мы составили список «Правил», с точки зрения ребенка, которые влияют на его мироощущение на первом году жизни, особенно начиная с 6 месяцев. Это конечно неполный список.
  • Если я заплачу, кто нибудь мной позанимается.
  • Я засыпаю только если меня носят на руках
  • Если я хочу, всегда, в любое время дня и ночи, получу поесть
  • Если я отказываюсь от ложки, мне дадут грудь
  • Если я плачу в коляске, самое позднее через 5 минут меня возьмут на руки.

 Учит ваш ребенок такие взаимосвязи? Значит он учит правило: «Всегда происходит то, что я хочу. Мои родители, видимо, не имеют других занятий и потребностей».

А тут другая крайность:
  • Я должен всегда выпивать все содержимое бутылочки. Неважно, голоден я или нет.
  • Я должен каждую ночь 12 часов лежать в постели, хотя не могу спать больше 10 часов.
  • После каждого кормления меня сразу кладут в кровать. Никто со мной не занимается.


В этом случае ваш ребенок учит: «Всегда происходит то, чего хотят мои родители. Мои потребности никого не интересуют».

Оба вида правил имеют недостатки. Но есть третий вид.
  • Моя мамочка решает, когда она мне даст еду и что это будет за еда. Я могу решать, буду ли я ее есть и если да, то сколько.
  • Если я спокоен и в хорошем настроении, мама особенно много и охотно играет со мной.
  • Если я плачу, то получу все что мне нужно. Если продолжаю плакать, родители перестают уделять мне внимание.
  • Мои родители много занимаются со мной  в течение дня. Но если у них есть важные дела, я должен развлекать себя сам, даже если мне это не нравится.
  • У нас дома мне можно исследовать почти все. Но некоторые вещи мне нельзя трогать ни в коем случае.

 Учит ваш ребенок такого рода взаимосвязи? Значит одновременно он учит: «Я получу от родителей все, что мне нужно. Но не обязательно все, что я хочу. Мои родители уважают мои потребности, но у них они тоже есть. И иногда они знают лучше, что для меня хорошо, а что нет».

Второй и третий год жизни.

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно играет с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами играть один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в памперсах, ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать - и одновременно убегать. Он учится говорить - в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и кусанием. Он умеет есть сам - и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму - и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Возможные правила для ребенка 2-3 лет:
  • Если я что нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе
  • Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что нибудь другое
  • Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое
  • Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый памперс.


Вы узнали? Эти правила тоже исходят из предпосылки «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим - меня не колышит».

Есть и противоположные правила в этом возрасте:
  • Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе
  • Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что нибудь не сделаю
  • Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно
  • Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.


Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку.

И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Но родители могут пойти и по третьему пути:
  • Если я вырву что нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.
  • Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.
  • Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты
  • Мне не надевают больше памперсы, даже если я часто еще писаю в штаны
  • Во время завтрака в детском саду все садятся за стол. Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.


Детсадовский возраст: 4-6 года жизни

Если у вас идеальный ребенок, соответствующий вашему идеалу - поздравляем! Или все с точностью до наоборот? Ваш ребенок разговаривает не внятно, вы помогаете ему одеться или раздеться? Он не хочет идти в детский сад? Он боится с вами расставаться? Его трудно оторвать от телевизора? Вам кажется, у него не все хорошо с моторикой, от отказывается заходить в воду или садиться на велосипед? Он часто плачет и одновременно отвечает «нет» на все предложения и требования?

Если все это относится к вашему ребенку, даже если вы себе это представляли по другому, он тем не менее тоже совершенно номален. Нужно принимать его таким, как есть. И он стал таким не без вашего влияния. Ведь правила, которые он учит, он учит в основном от вас. Какие из них вы узнаете?
  • Если я утром не одеваюсь, мама меня оденет
  • Если утром я копаюсь и устраиваю скандал, то не пойду в детский сад
  • Если я отказываюсь убирать в своей комнате, это сделает мама

Или
  • Если я отказываюсь одеваться, копаюсь или не убираю за собой игрушки, на меня накричат или дадут по попе.


И снова есть третий выход:
  • Даже если я не успел полностью одеться, мама все равно отведет меня в детский сад вовремя
  • Если я действую маме на нервы, она уходит из комнаты
  • Мои игрушки я должен убирать сам


В детском саду ваш ребенок учит например такие правила:
  • Во время занятий (например чтения книги), все дети сидят и слушают
  • После завтрака я сам мою мою тарелку и убираю ее (спросила Манфреда, говорит возможно в новомодных садиках так и есть, лично он сам посуду не мыл. Теперь детей стараются воспитывать самостоятельными. Маша).
  • После игр по сигналу, все дети убирают игрушки на свои места и лишь после этого мы все идем гулять.


Эти правила учит ваш ребенок, конечно, если только их соблюдают и следят, чтоб все их придерживались. В ином случае он учит: «Детсадовские правила только для дураков - но не для меня».

Начальная школа: с 6 лет

Как выглядит ваш идеальный школьник?

Конечно он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в спорте или творчестве и тд.

Еще раз - о таком ребенке вы можете мечтать. Но вы не можете по желанию это воспитать или сформировать. Не каждый ребенок учится читать без труда. Для некоторых это значит сильное напряжение, и когда наконец удается, это невероятное достижение. Похоже выглядит и с плаванием или усидчивостью. Если ваши запросы сильно расходятся с возможностями вашего ребенка, стресс запрограммирован.

Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость - очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать?  На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех,  преуспевать,  умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.

На английском языке есть книга американской пары Linda и Richard Eyre «Как преподнести детям ценности» (назв. переведено с англ на нем.) У них самих 9 детей и они пишут в том числе о собственном богатом опыте. Они называют 12 ценностей. К выше названным еще добавлены: добродушие, чувствительность, уважение и любовь. Они рекомендуют родителям каждый месяц брать одно из этих качеств и целенаправленно упражняться с вашим ребенком. Они дают советы, какие ролевые игры могут в этом помочь.

И снова следует вопрос к вам: какие правила кажутся вам правильными?
  • Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине
  • Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа
  • Если мне нельзя дома смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

В этом случае получают дети желаемое, даже если ведут себя плохо. Желания родителей тут не уважаются.

Другие дети учат:
  •      Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор
  •     Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой
  •       Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест

С этими правилах ребенок чувствует себя неуважаемым.

Альтернативный вариант правил:
  • Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу
  • Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит
  • Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным


Жизнь вашего ребенка уже полна писанный и неписанных правил:
  • В школу я прихожу пунктуально
  • Я делаю регулярно домашние задания
  • В классе я сижу на своем месте
  • Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что то сказать.


Многие дети не привыкли дома придерживаться таких правил. У них возникают трудности и начинаются разборки, если границы ими не признаются, мнение остальных не учитывается и  делается лишь то, что хочется.

Но и в детском саду, в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.

Какие проблемы мы хотим избежать?

Как добиться, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно и защищенно, а не зажато? Мы же не хотим бессмысленного тупого подчинения. Мы хотим лишь преподнести детям необходимые правила, которые избавят нас от распостраненных проблем и облегчат общение. У нас появится важная отправная точка, если мы знаем: какие проблемы осложняют повседневную жизнь чаще всего?

По итогам 320 анкет (во всех возрастных группах между 4 месяцами и 4 годами) была обнаружена тенденция и 1 место заняло:
  • Мой ребенок требует постоянного развлечения


Остальные места:
  • Мой ребенок не слушается. Он делает то, что хочет (от 1 года и до 6 лет)
  • Мой ребенок много раз в неделю проявляет упрямство (в 1 год еще не играет роли, зато является лидером у 2-3 леток)
  • Мой ребенок плохо спит (чаще всего между 7 месяцами и 2 годами)


Если вы хотите избежать особо частых проблем, необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам:
  • Я должен иногда развлекать себя сам
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.


Дальнейшие проблемы (коротко):

Писанье в постель - обычно родители знают, что это конституционально обусловленная проблема и пройдет само собой.

Страх расставания - нужно много терпения.  Не напрягайтесь. Этот страх явление частое и является нормальной фазой развития. Проходит сам собой.

Панический страх перед зверями или ситуациями - являются нормальной фазой развития.

Еда - лишь 4% родителей считало, что их ребенок ест слишком много. Родители (20%)  2-6 леток считали, что их ребенок питается слишком однообразно. Подавляющее же большинство считало, что их дети едят слишком мало! Детские врачи были же совершенно противоположного мнения.

Каждый ребенок знает лучше всех, сколько он хочет есть или пить. Если он ест слишком мало есть две возможные причины: Либо ребенок здоров и весел - значит ему больше и не нужно. Либо он болен - значит он не может больше есть. В этом случае болезнь нужно обнаружить и вылечить.

Проблема «Мой ребенок ест слишком мало» существует, по всей видимости, лишь в голове родителей.

Конечно были названы и другие проблемы (агрессивность, ревность к братьям и тд), к ним всем нужно серьезно отнестись. Но так как книга рассчитана на широкий круг читателей, я беру лишь самые частые для рассмотрения.

3-4, 4-6, 6-12м, 18-24, Что читать, 12-18, Воспитание, 2-3г

Previous post Next post
Up