lagushka пишет здесь -
http://lagushka.livejournal.com/273462.htmlИ интересные комментарии к этой записи!
Про оценки в школе и не только
Меня очень раздражало, когда дети подходили ко мне просить отличные оценки. Раздражение - это писк металлоискателя: тут мина, копай и разминируй.
В общем, я возмущалась и требовала прекратить. Потому что "четыре - это тоже хорошая оценка", "оценки - это вообще не важно", "учиться надо ради интереса, а на оценки внимания не надо обращать вообще".
Резонный вопрос: А зачем тогда вообще эти оценки? Этап полного отказа от оценок я внутри прошла. И поняла, что это не то. Отказаться от оценок - это признать их силу и право воздействовать на то, на что они воздействовать не должны.
Что оценивает оценка в школе? Даже лучше так: чего оценка в школе не оценивает?
Оценка не оценивает ученика, не оценивает того, какой он человек, оценка не оценивает старания, оценка даже не оценивает знание предмета (и это неплохо! как я могу оценить знание, старание и т.п. по какой шкале и какими объективными средствами?). Оценка оценивает просто выполненную работу. Она оценивает данную конкретную работу, которая лежит у меня перед глазами в виде буковок на бумаге. А то, что определяет, как эта работа выполнена, складывается из огромного количества составляющих: как я научила ребенка, насколько нужно это ребенку, насколько эта работа соответствует типу его мышления, а еще не менее важно, как чувствовал себя ребенок, когда он писал эту работу, какое у него настроение было, о чем он думал, устал он или был полон сил, насколько ему сейчас до этого вообще... Я не могу все это учесть при высавлении оценки. И не потому что мне лень, а потому что это невозможно. Поэтому я просто оценваю то, что у меня перед глазами.
Родители часто говорят: Вот, мне обидно, он может, он умный, а не делает. Может же на пять, если будет внимательнее... Как будто ребенок, если мог, не получал бы этих, таких желанных для родителей пятерок. Да, он может на пять, если будет внимательнее. Но вот сейчас он НЕ МОГ быть внимательнее, и эта работа выполнена на два. Может, настроение плохое было, может, с подругой поссорилась, может тему не выучила, не подготовил, просто устал, да мало ли что? И вот за работу двойка. Не за знание предмета, не за ребенка, не за его старание, не за то, сколько в него вложили родители и как над ним работали, а вот за эту конкретную работу. Все.
Это как вот играет ребенок (или взрослый) в какую-то компьютерную игру, где нужно набирать очки. Вот он сначала набрал двести очков. Потом смотрит - триста, потом - раз - в самом начале сорвался, и всего пять. Что оценивают очки? Его как человека? Его старание? Его воспитание? Его умение играть в эту игру? Вот этот раз, когда он сорвался, и из возможных пятисот набрал пять? Эти пять очков просто показывают, что он успел в этот раз набрать только пять очков и все. Но с очками играть интереснее. Интересно смотреть, сколько в этот раз наберу... И в компьютерной игре пять очков из пятисот - не трагедия, не повод искать виноватых, корить, что не старался, обвинять необъективную игру... - это просто повод начать поскорее заново и пройти ту ловушку, в которую попался.
И вот если оценки воспринимались учителями и родителями так же, то проблем с ними было бы меньше.
Получила двойку. Чего так? Устала? Неохота было? Не поняла, как проходить эту ловушку? А, просто не получается пока, да? Ну потом попробуешь.
Все.
Я поняла, что дети имеют право забивать на мой предмет. Я больше не выхожу из себя, когда мне приходится ставить двойки. Я не ору этими двойками в тетради, что ты нестарательный, глупый и никчемный! Я просто говорю, что эта работа выполнена на два. Без злорадства, и, что не менее важно, без сочувствия. А чему тут сочувствовать? Ну не прошел он этот уровень в компьютерной игре, спустимся уровнем ниже, потренируемся там, посмотрим, как обходить ловушки, и пойдем себе спокойно снова к тому же непройденному уровню, пройдем. Или нет. Это не главное в жизни. А если "два" просто от "неохота" - тем более, чего огорчаться? Значит, когда будет охота, пройдет.
Почему родители так не любят плохих оценок детей? Потому что многие воспринимают эти оценки как оценки себе, как провалы в воспитании. Для многих родителей норма - это пять, а если ты получил три, то ты становишься ненормальным и тебя надо лечить. Только оценивают не детей. У нас не магазин детей и оценки - не ценники. Оценка - это только рассказ о том, как выполнена именно эта работа ребенка.
А иногда оценка это еще и рассказ о том, что думает о ребенке учитель. Это ненормально, конечно. И об этом я сейчас не говорю.
А так я запросто могу ставить два, ни капли не сердясь на ребенка и ни капли не огорчаясь. Потому что я уверена в нем. И это правда работает.
Проблемы у родителей, которые воспринимают школьную оценку как оценку их ребенка. У меня ребенок на два. Или у меня ребенок на три. Или даже У меня ребенок на четыре. Кому такое будет приятно? Значит я его воспитываю на два, три и четыре. А надо-то, чтобы у меня ребенок был на пять. Если ребенок не на пять, он неправильный, а мне надо делать правильного ребенка. Если ребенок не на пять, значит я ему чего-то недодала. Надо додать. Додам-ка я ему лишения прогулок и переписывания заданий по много раз...
Не, что уж говорить, учителя тут очень свою роль играют. Своей фанатичной приверженностью к предмету и еще уверенностью, той же, что и у родителей, что оценки, которые получают дети, это и их (учителей) беда. Как так, не понимает? Я же сто раз объясняла, а он сделал кое-как! Так ты у нас тупенький! Глупый! Вот тебе два! Это не я, это ты ничего не понимаешь и не хочешь. Хотел бы - сделал (вообще меня поражает эта убежденность взрослых, что если ты хочешь - ты сделаешь что угодно - раз, а два, что ты должен хотеть именно того, чего хочу для тебя я - я же блага желаю).
Ну и итог. Я не вижу смысла отказываться от оценок. Я вижу главный смысл в том, чтобы понимать, что оценки - это очки, полученные за конкретную работу, за одну из попыток пройти уровень в компьютерной игре. И меня больше не раздражает, когда ко мне дети подходят просить пятерки. Раздражало меня это потому, что я считала, что я должна оценивать ребенка справедливо. А теперь я понимаю, что этими оценками я ребенка не оцениваю вообще. Я оцениваю просто выполненную работу. А девочка (или ее мама ее устами) просит оценить ее на пять. Но я не могу оценить ее. Я оцениваю только работы. А девочка в любом случае на пять, какую бы оценку она за мой предмет не получила. Поэтому я в эти игры не играю. Знайте сами, что каждому родителю сразу достается ребенок на пять, а с какими он там результатами проходит уровни в игре под названием школа, ни капли на его пятерочность не влияет.