Интересный ресурс, посвященный логопедии -
http://logoped.name/ Вот парочка статей оттуда:
Психофизиологические основы формирования акта письма -
http://logoped.name/?p=3897 «Для того чтобы человек мог написать диктуемое ему слово, он прежде всего должен подвергнуть его звуковой состав акустическому анализу. Оно заключается в выделении из сплошного звукового потока отдельных дискретных элементов - звуков, в определении их существенных „фонематических» признаков и в сопоставлении их по данным признакам с другими звуками речи. Акустический анализ и синтез… осуществляются при ближайшем участии артикуляций.
В дальнейшем звуковой состав слова „перешифровывается» в зрительные образы букв. Каждый выделенный при участии слуха и артикуляции звук речи прочно связан с определенным образом буквы, или „графемой», которая может быть изображена различным образом: в виде заглавной или „строчной простой или стилизованной буквы».
„Перешифровка» каждой фонемы в зрительную схему графемы должна осуществляться с учетом ее топологических свойств и пространственного расположения элементов.
Этот акт подготовляет третий этап письма - „перешифровку» зрительных схем букв в кинестетическую систему последовательных движений. Движения записи букв представляют собой сложную „кинетическую мелодию», требующую определенной организации двигательных актов в пространстве, определенной их последовательности» (А. Р. Лурия).
В данной цитате А. Р. Лурия обращается к процессуальным звеньям письма взрослого человека. Он вообще не упоминает здесь факторы произвольной и непроизвольной саморегуляции. Однако и сказанного довольно, чтобы представить себе сложность письма.
«Сейчас мы можем говорить, - пишет П. Л. Горфункель, - что письмо не простой двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры».
Исследования многих авторов (А. Р. Лурия и других) доказывают, что различные нарушения навыка письма напрямую зависят от поражения конкретных участков коры головного мозга.
Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализом в процессе письма; их поражение вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям.
Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц (и, следовательно, позволяющие оценить положение тела).
Она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как они могут быть осуществлены только в тех случаях, когда находятся под контролем поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.
Соблюдение нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры. Лобные доли - моторный центр речи - сохраняют замысел при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательности изложения.
Психический процесс формирования письма представлен в следующей таблице (Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова).
Таблица 1. Процесс формирования письма
Составляющее звено
Функциональное
значение в процессе письма
Зона мозга
Нейропсихоло-гический фактор
1
Зрительный образ буквы
Анализ элементов,включенных в букву, различениенаписанных и напечатанных букв
Затылочныеотделы
Перцептивный
2
Зрительно-пространственный образ буквы
Различение букв,имеющих сходнуюконструкцию, пространственные детали, положениедетали, положениебуквы в зеркальном пространстве
Теменно-височно-затылочная область
Пространственный
3
Исполнение написания
1. Схема движения,соответствующаяобразу буквы
Теменная область
Кинестетический
2. Тонкие движения руки, плавность перехода отодного элемента к другому, от одной буквы к другой
Задне-лобная
(премоторная)
область
Кинетический
4
Инициация написания
Постановка целей,выбор программы сочетаний букв и слов, пониманиесмысланаписанного, расстановка знаков препинания
Лобные отделы
Фактор произвольной регуляции
5
Соотнесение звука и буквы через проговаривайте
Различение сходных по артикуляции звуков, а также дифференциация звуков в сложных сочетаниясогласных
Теменная область
Кинестетический
6
Восприятие звуков речи
Различение звуков, сходных позвучанию, но сразличным написанием, звонкие и глухие, твердые имягкие согласные, написанные с мягким знаком
Верхне-височная зона
Фонематический
7
Слухоречевая память
Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь
Широкая височная зона
Модально-специфический
8
Стабильность написания
Равномерностьтемпа письма, сохранение размеров букв по всей длине строки, соразмерность интервалов
Глубинные структуры
Нейродинамиче-ский
Таким образом, мы видим, что процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.
Как видно из таблицы, письмо может быть не сформировано или нарушено в разных звеньях.
Еще одна сложность обучения состоит в том, что письмо, как и чтение, - это ассиметричные виды деятельности. Письмо осуществляется одной рукой - правой или левой. Предпочтение направления слева направо или справа налево является одним из факторов, влияющим на легкость обучения письму. Пишут и читают в русском языке слева направо, но это не значит, что в природе человека заложено предпочтение этого направления. Большое число людей на земном шаре пишет и читает справа налево: китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы. Кроме того, форма многих букв ассиметрична, и зачастую у детей на определенном этапе овладения письмом отмечается их зеркальное написание.
Это связано с тем, что асимметрия мозга у детей еще не полностью сформирована, и пространственные отношения трудны для анализа. Это в свою очередь тоже затрудняет процесс формирования навыков письма. Поэтому так необходимо формирование и развитие пространственно-аналитической деятельности у детей именно с дошкольного возраста.
Правила общения с ребенком -
http://logoped.name/?p=3538 Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. У ребенка закладываются некоторые психологические комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикосновение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения. Не используйте запретительных слов на прикосновения.
□ Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя». Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот момент не до него, хотя бы как-то откликнитесь на его обращение, погладьте по голове, скажите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет бояться «направляться» к собеседнику.
□ Когда вы что-то сообщаете ребенку, сопровождайте это жестами - так ему легче понимать ваши слова, а заодно и запоминать их. Например: Я пошла - и движение локтями. Киса побежала - и очень быстрое движение локтями.
□ В раннем возрасте движение доставляет ребенку большое удовольствие, ведь это единственное, что он на самом деле может, поэтому с движением желательно совмещать вообще всю речь.
□ Всегда сначала предлагайте ребенку посмотреть на предмет, а уже потом что-то с ним сделать (так планируется и «выстраивается» будущее действие). Этот подход будет препятствовать формированию у ребенка привычки как попало, разболтанными, хаотическими движениями хвататься за предметы.
□ Если ребенок смотрит на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его речи. Ведь при таком положении головы он будет пытаться и разговаривать, а это является «неречевой позой», то есть позой, несовместимой с речью. При опущенной голове органы артикуляции занимают заведомо неправильные положения - язык тяжелеет и упирается в зубы или высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а подвижность нижней челюсти ограничивается. При таких расположениях органов речи ребенок никогда не освоит правильного произношения звуков, кроме того, рискует начать заикаться. Так что, если заметите у ребенка взгляд исподлобья, предлагайте ему смотреть на человека прямо (осторожно приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте ему, как он смотрит (в шутливой форме), а также, как нужно смотреть.
□ Если у ребенка есть реакции «отшатывания» от людей, нужно постараться очень мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не надо поворачивать его насильно - это вызовет только испуг и слезы. Сыграйте на его любопытстве. Пусть человек у него за спиной погремит игрушкой, можно весело посмеяться, пошутить - это может заставить ребенка обернуться. Если ребенок отказывается от контактов с людьми, не спешите выносить его из комнаты. Пусть сидит у вас на руках, даже уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная любознательность начнет брать верх, он будет отрываться от вашего плеча и поглядывать на гостей. Ни в коем случае не обращайте на это внимания, иначе ребенок снова начнет капризничать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ребенку не нужно специально привлекать внимание окружающих (но если кто-то случайно обратил на него внимание, заговорил с ним, не спешите его «спасать» - это укрепит в ребенке чувство опасности). После того как он перестанет отворачиваться от какого-то человека, можно предпринять шаги к их дальнейшему сближению. Попросите ребенка что-то дать тете или дяде, взять что-нибудь у них из рук и т. п.
□ Не запрещайте ребенку использовать на людях указательные жесты, считающиеся «невежливыми». Этим вы затормозите его способность «направляться» к человеку, нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. Когда ребенок станет старше (после трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.
□ Никогда не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он моментально это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из окружающих не требует от вашего ребенка светских манер и безукоризненного поведения.