Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни. Часть 1.

Apr 08, 2013 12:40

islandena пишет здесь - http://islandena.livejournal.com/96130.html
Очень советую пойти по ссылке и почитать комментарии - интересно! :)

Как мальчики учатся

Я остаюсь верна мальчикам как классу и, распрощавшись с Поллаком, взялась за новую книгу на ту же тему. :) Майкл Гуриан и Кэти Стивенс, "Мозг мальчиков. Как помочь мальчикам преуспеть в школе и в жизни".
Вот эта книга на амазоне, у нее, в отличие от Поллака, есть kindle-вариант:



Майкл Гуриан - автор многих книг, в том числе бестселлера The Wonder of boys. Психолог, философ, писатель, один из основателей Института Гуриана - организации, занимающейся изучением психологии "сквозь призму гендера" (сайт Института - http://gurianinstitute.com/).
Мне книга Minds of boys очень нравится. Не могу сказать, что узнаю много нового, но в целом очень приятное и полезное чтение, идеологически мне близкое и совершенно в духе теории привязанности. Если кто интересуется темой воспитания и обучения мальчиков - очень рекомендую. Толковая и хорошо написанная книга.
Под катом - близкий к тексту пересказ первой части книги. Цитаты закавычены. Замечания по переводу и стилистические правки очень приветствуются.

Как мальчики учатся

Ни для кого не секрет, что современная образовательная система находится в состоянии кризиса, из которого выходить предлагают разными путями, но ни один из этих путей никуда пока не привел. Статистика показывает, что особенно уязвимыми оказываются мальчики. Они в среднем хуже, чем девочки, учатся, у них плохи дела с мотивацией, и с каждым годом все меньше и меньше юношей из-за очень низкой учебной самооценки стремятся получить высшее образование.
Авторы книги более 20 лет занимались исследованиями в области образования и пришли к выводу, что современная образовательная среда (куда входят не только школы, но и общественные организации и представления, транслируемые на уровне семьи) абсолютно не учитывает особенности и потребности мальчиков-учеников.
Цель книги - побудить родителей взять дело образования мальчиков в свои руки, создать особую развивающую среду (авторы называют ее «родительская команда» - parent-led team), в которой мальчики смогут раскрыть свой учебный потенциал, а также дать родителям конкретные советы по созданию такой среды.

Часть 1. Защитим психическое здоровье мальчиков

Глава 1. Кризис.

Мальчики всегда в группе риска. Они не только чаще падают и заставляют родителей преждевременно седеть, но еще и хуже учатся, чаще «зарабатывают» диагнозы типа СДВГ, чаще становятся головной болью учителей (а заодно и всей семьи). По учебным показателям мальчики отстают от девочек на протяжении всего периода обучения, идет ли речь о начальной школе или об университете.
Что-то определенно не так с тем, как мы учим наших мальчиков.

В чем дело?

Еще чуть более века назад во всем мире первыми учителями мальчиков были не одинокие фигуры в школьном кабинете, а большие семьи, сообщества и окружающая среда. Во всех уголках земного шара мужчины преимущественно охотились, защищали свои семьи, занимались сельским хозяйством и параллельно личным примером учили мальчиков, что это такое - быть мужчиной.
Когда в ответ на запрос рождающегося индустриального общества появились первые школы, мальчики не проводили столько времени в школе. После нескольких лет обучения они отправлялись обратно на поле либо на рабочее место. Школа готовила детей к фабричной жизни. Они должны были научиться жить по звонку и следовать инструкциям.
«Индустриализация» обучения заняла несколько десятилетий, и в результате родители, дедушки и признанные авторитеты сообщества стали играть незначительную роль в образовании детей. Из обучения ушла практическая деятельность, эксперимент и физическая активность - то, что необходимо мальчикам для интеллектуального развития.
Мальчики с тех пор стараются приспособиться к новому тренду - обучению через чтение, письмо и неподвижное сидение на месте. Кому-то это удается. Большинству - нет.

Кто несет ответственность за обучение мальчиков?

Действительно ли родители сейчас несут ответственность за образование детей? Будет честно сказать, что да, мы понимаем, как важно образование в современной жизни, но также мы должны задаться вопросом: а действительно ли наша система образования, существующая на наши деньги, готовит наших детей ко взрослой жизни в современном обществе?
Большинство из нас отправляет детей из дома и семьи в квадратные комнаты с партами и книжками, где дети учатся читать, писать и т.д. Ни мы, ни школы не желают нашим детям зла.
Но должно ли все выглядеть именно так, как это выглядит? Не замечая кризиса образовательной системы, не нарушаем ли мы наше обещание любить и заботиться о своих детях?

Утраченная роль семьи в образовании

Если вы обратитесь к истории, вы заметите, что всегда и всюду в воспитании детей наши предки полагались на группу близких, знакомых ребенку людей (extended family team), которые должны были обучить его необходимым навыкам и привить существующую в этом обществе систему ценностей. Именно эти люди несли ответственность за обучение детей.
Благодаря исследованиям Конрада Лоренца, наука подтвердила то, что интуитивно понятно всем родителям: семья имеет значение. Исследования привязанности, проводимые в последние годы, показывают, насколько успех детей в жизни зависит от их родителей и ближайших родственников.
Первый шаг к преодолению кризиса - вернуть семье ее подлинную роль в образовании детей.

Для восстановления этой роли Гуриан и Стивенс предлагают создавать семейные «команды», которые будут заниматься образованием детей. В такие «команды» могут входить родители, дедушки-бабушки, дяди-тети, кузены, учителя, тренеры, соседи, друзья, священнослужители и вообще любые неравнодушные люди. Тогда у каждого ребенка будет под рукой с десяток людей, которым он доверяет и к которым может обратиться за помощью.

Дальше идет ряд примеров успешных команд. Например, папа лучшего друга вашего сына - веб-дизайнер, и пару раз в неделю он сидит с мальчишками за компьютером и посвящает в секреты ремесла. Или бабушка, любитель чтения, читает ребенку вслух, обсуждает с ним книги и помогает с написанием сочинений.

Следующий шаг - понять, как работает мозг мальчиков, понять, каков их естественный учебный стиль. Это поможет учителям и родителям выработать методы обучения, отвечающие потребностям мальчиков.

Глава 2. Как мальчики учатся

Современные исследования показывают, что ребенок не является ни «чистым листом», ни чистой реализацией генетического материала. На него оказывают формирующее влияние три силы: природа, воспитание и социальная среда (nature, nurture, culture).
Современная техника (PET-scans, MRI) доказала существование структурных и функциональных различий мужского и женского мозга.

Цитирую:
«В крови мальчиков больше допамина, это увеличивает импульсивность поведения, и у них больше крови попадает в мозжечок (часть мозга, отвечающая за «делание» и «физическую активность»). (Хотя допамин не может преодолеть гематоэнцефалитический барьер, L-dopa, аминокислота мозга, преобразуется в допамин). Считается, что эти факторы объясняют то, что мальчики в среднем учатся хуже, чем девочки, если им приходится сидеть неподвижно. У мальчиков чаще, чем у девочек, учеба связана с физическим движением. Движение на самом деле играет важнейшую роль в функционировании мужского мозга и особенностей его учебы (а также и учебного стиля женщин с повышенным содержанием допамина в мозжечке).

Размер мозолистого тела (нервные волока, соединяющие полушария) отличается у мальчиков и девочек (некоторые исследования показывают разницу в размере до 25%). Исследования показали, что женское мозолистое тело (и все связанные с ним нервные волокна) допускает большее «взаимодействие» (crosstalk) между полушариями, чем мужское. Одно из очевидных различий, которое проистекает из этого факта, - это способность выполнять несколько заданий одновременно с одинаковым успехом (мультизадачность). В среднем, у девочек лучшие показатели мультизадачности.

У девочек в среднем крепче, чем у мальчиков, нейронные связки (neural connectors) в височных долях. Эти более сильные связи обеспечивают их более детализированной сенсорной памятью и более острым слухом, особенно в плане восприятия тона голоса. Мальчики в целом хуже воспринимают на слух, особенно если это «словесная» информация, они нуждаются в большем, чем девочки, количестве сенсорно-тактильного опыта, чтобы их мозг начал учиться.

Гиппокамп (еще один участок мозга, отвечающий за память) у мальчиков работает не так, как у девочек. Мальчикам обычно нужно больше времени, чтобы запомнить материал урока (особенно написанный), чем девочкам. Между тем, благодаря тому, что мужской гиппокамп благосклонен к спискам, мальчики легче запоминают материал, если информация подана списком, четко структурирована (параграф, пункт, подпункт).

Лобная доля у девочек обычно более активна, чем у мальчиков, и растет раньше. По этой причине девочки реже, чем мальчики, руководствуются импульсами. Импульсивность полезнее и желаннее для обучения, особенно когда дети по большей части учатся самостоятельно на улице.

У девочек наблюдается более раннее и совершенное развитие зон Брока и Вернике в лобной и височной долях - главных языковых центров мозга. В целом, женский мозг использует большее количество нервных связей и мозговых центров для «производства» слов и выражения своих переживаний, эмоций и мыслей посредством слов.

У девочек больше эстрогена и окситоцина, чем у мальчиков (эти химические вещества оказывают прямое влияние на использование слов). У мальчиков выше уровень тестостерона (гормона, ассоциируемого с агрессией и сексом) и вазопрессина (связанного с территориальностью и иерархичностью). Уровень окситоцина увеличивается, когда девочки общаются (вербально) с друзьями или членами семьи. Мальчики, у которых меньше окситоцина в крови и меньше вербальных эмфаз в мозгу, немногому могут научиться посредством сидения и разговоров, а также не имеют к ним естественной склонности. У них «учебные связи» (learning bonds) часто формируются через активные действия, соревновательность, имеющую иерархическую природу и «заботливую агрессию» (aggression nurturance) (об этом пойдет речь в четвертой главе).

Мозговая активность мальчиков компартментализирована (раздельное мышление), поэтому у них задействуется меньший объем мозга, а их мозгу требуется на 15% меньший объем кровоснабжения, чем девочкам, это структура, предполагающая меньшую многозадачность. Мальчики поэтому добиваются большего успеха, если подолгу концентрируются на одной проблеме, изучают ее углубленно, и проигрывают, если от них требуют быстрого переключения от одного задания к другому. Главный ответ мозга на перегрузку, вызванную необходимостью выполнять много заданий сразу, - это фрустрация (набухание амигдалы - центра гнева и агрессии в мозгу, значительно большего по объему у мужчин, чем у женщин). Постепенно растущая фрустрация приводит к повышению уровня гормона стресса (кортизола), что в свою очередь приводит к повышению уровня адреналина. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что мальчики создают в классе больше дисциплинарных проблем.

Продолжаются исследования глубинной связи пола и функционирования зон мозга, в том числе затылочной доли (преимущественно используемой для обработки визуальной информации), теменной доли (задействуется при движении, ориентации, счете и в некоторых видах восприятия), стволовой части мозга (ее часто называют мозгом рептилий из-за сходства с мозгом рептилии, она отвечает за большинство спонтанных движений и жизненно-важных телесных функций, таких как сердцебиение, дыхание, температура).

Мужской мозг обновляется, «подзаряжается» и переключается с одной задачи на другую, проходя через состояние, которое невролог Рубен Гер (Ruben Gur) назвал «состояние покоя» (rest state). Мальчик со слипающимися глазами на задней парте, на грани засыпания, может находиться в невральном состоянии покоя (neural rest state). Мужчина, который отключился перед телевизором после долгого дня на работе, перезаряжает свой мозг, переходя в невральное состояние покоя, равно как и дедушка, который часами рыбачит в своей лодке, довольный, но безучастный. Состояние покоя, которое, как мы знаем благодаря МРТ, играет важнейшую роль в функционировании мужского мозга, может создавать большие проблемы в школьном классе. Мальчики в большинстве среди тех учеников, которые «отключаются», не выполнив задание, которые прекращают записывать или засыпают во время лекции и даже среди тех, кто начинает постукивать ручкой или почесываться, пытаясь взбодриться (и таким образом не засыпать, а учиться).
С большим объемом кровотока в мозгу, девочки и женщины могут перезагружать свой мозг и изменять невральный фокус (neural focus) без продолжительного состояния покоя, поэтому девочка может заскучать на уроке, но при этом все равно ее глаза будут открыты, а руки продолжат делать заметки. Как заметил Рубен Гер, «в отдыхающем женском мозгу мы наблюдает практически такую же нейронную активность, как в мужском мозгу, когда он занят решением проблемы». Женский мозг, иными словами, не проходит через состояние покоя таким же образом, как это делает мужской мозг. Даже в состоянии покоя кровоток в женском мозгу остается очень активным. В мужском мозгу все иначе».

Современные условия обучения (необходимость сидеть, отсутствие практической деятельности, двигательной активности, слова как главный способ передачи информации) не подходят мальчикам на физиологическом уровне.
А потому главный вопрос здесь: должны ли мы и дальше стараться изменить мальчиков и взять под контроль их энергию или мы должны изменить образовательную систему? Иными словами: это проблема педагогическая или моральная?
Авторы книги считают, что моральная.

Можем ли мы изменить мальчиков?

Большинство из нас воспитаны на вере в гендерную пластичность (gender plasticity) детского мозга - идее, что детский мозг - это чистый лист, который обретает гендер посредством социализации. Отсюда проистекает мысль, что поскольку гендер - продукт социализации, а не врожденное качество, мальчики и девочки могут успешно обучаться всему, чему им предписано обучиться.
Современные ученые ясно видят, что мы еще не имеем полной картины того, как формируется гендерная составляющая мозговой деятельности, а потому склонны считать идею гендерной пластичности очередным мифом.
При том, что каждый человек уникален и каждый может развить в себе новые навыки и способы коммуникации, «гендер человеческого мозга не пластичен (the gender of the human brain is not plastic), это не то, чему можно научить, это не иной способ коммуникации. Точно так же, как вы не сможете сделать интроверта экстравертом, вы не сможете превратить мозг мальчика в мозг девочки».

Бой-френдли модель

1) Возможность выражать и развивать то, что является природой ребенка.
2) Создание компенсаторных механизмов для тех областей, в которых ребенок слаб или уязвим.

Ребенок, который может выражать себя и учится компенсировать свои слабости, развивает один из самых важных инстинктов, свойственных нашему виду, - адаптивность. Мы, взрослые, защищаем наших детей, когда помогаем им адаптироваться, использовать их собственные природные таланты в социальной жизни.

Конец теории. Дальше пойдет практика. :)

Развитие, Что читать, sex&gender, Воспитание, Школа

Previous post Next post
Up