Часть 1 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/215248.htmlЧасть 2 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/215874.htmlЧасть 3 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/217265.htmlЧасть 4 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/219359.htmlЧасть 5 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/220588.htmlЧасть 6 здесь -
http://baby-secret-net.livejournal.com/222832.html Конспект книги Г.Ньюфелда и Г.Матэ "Не упускайте своих детей"
в изложении
lara_barabu Глава 11. Как рождаются обидчики и жертвы.
Когда молодое поколение перестает ориентироваться на родителей, все, что ему остается - это инстинкты и импульсы. Инстинктивное желание доминировать возникает в результате разрушения правильных отношений привязанности.
Широко распространено ошибочное мнение, что издевательства вызваны отсутствием нравственности или связаны с жестокостью в семье, недостатком дисциплины или демонстрацией насилия в развлекательных передачах. Некоторые аспекты издевательств, действительно, могут быть спровоцированы этими факторами, но сам по себе феномен издевательства детей над детьми является результатом потери привязанности.
Доминировать, но не заботиться.
Почему дети с перевернутыми привязанностями предрасположены к тому, чтобы становиться обидчиками или жертвами? Основная задача привязанности в жизни человека - дать возможность зрелому взрослому, занимающемуся воспитанием ребенка, позаботиться о незрелом, нуждающемся в нем малыше. Для этого в любых отношениях привязанности, первым делом, нужно установить эффективную иерархию. В нормальных условиях мозг привязанности ставит ребенка в зависимую позицию, тогда как взрослый берет на себя доминантную роль. Однако инстинкт выбора между доминированием и зависимостью может быть активирован в любых отношениях привязанности, даже если оба участника этих отношений незрелы, и ни один из них не способен позаботиться о потребностях другого. Зависимый участник нуждается в том, чтобы о нем позаботились, а доминирующий принимает на себя ответственность за благополучие другого. Между детьми и взрослыми правильное распределение ролей очевидно, или, по крайней мере, должно быть очевидным. Если же субъектами отношений являются только дети, результат может быть катастрофическим. Некоторые дети стремятся доминировать, не принимая ответственности за тех, кто подчиняется, другие же отдаются во власть тех, кто не способен воспитывать. В результате ориентации на ровесников, мощная потребность в привязанности заставляет незрелых детей, которые должны общаться на равных, устанавливать неестественную иерархию доминирования и подчинения.
Некоторые из доминирующих детей, на самом деле, становятся "наседками": присматривают за младшими, заботятся о нуждающихся, защищают уязвимых и помогают слабым. Альфа-дети могут распоряжаться другими и раздавать указания, могу властвовать над своим маленьким выводком, но все это они делают, чтобы позаботиться о тех, кто от них зависит, и выполнить свои обязанности. Кто-то же должен это делать - вот эти дети и принимают вызов. Несмотря на свой командирский тон, они вовсе не обидчики. Они не цепляются к слабым, и наказывают только тех, кто пристает к их подопечным. Они не нападают, лишь завидев признаки уязвимости, а противостоят тем, кто хочет этой уязвимостью воспользоваться. В них нет злобы, но есть мощный инстинкт защитника.
Дети (и взрослые) становятся обидчиками, если их стремление доминировать не сопровождается инстинктивным чувством ответственности за тех, кто стоит ниже них в сложившейся иерархии. Они игнорируют потребности других людей вместо того чтобы помочь, пользуются чужой уязвимостью вместо того, чтобы защищать ее, высмеивают слабых вместо того, чтобы поддержать их, глумятся над людьми с физическими недостатками вместо того, чтобы позаботиться о них.
Доминирование не пробуждает в них желание заботиться: они так отчаянно бегут от уязвимости, что теряют способность волноваться за других и чувствовать ответственность. В первую очередь, обидчики закрыты от всего, что может усилить чувство уязвимости - от всего, что заставит их осознать собственную незащищенность от эмоциональных ран. Обидчики неспособны увидеть свои недостатки и ошибки. Для них неуязвимость - добродетель. Заботиться о ком-то - значит быть в этом человеке эмоционально заинтересованным. Чувствовать ответственность - значит открыться для неполноценности и вины.
Защищенность обидчика от уязвимости направляет доминирование по пути разрушения.
Почему обидчики стремятся доминировать?
Тот, кто доминирует, гораздо менее уязвим, чем тот, кто находится в зависимом положении. Именно поэтому дети, которые больше всего закрыты эмоционально, также больше всего стремятся к доминированию.
Если родитель или воспитатель, пользуясь своей силой, помыкал ребенком, подавляя его достоинство и причиняя ему боль, естественным для ребенка станет желание избегать зависимого положения любой ценой.
Ребенок также может стать обидчиком, если его родителю не удалось внушить ему уверенность в том, что рядом с ним находится опытный, добрый и сильный ответственный взрослый. Ребенок, как бы он ни сопротивлялся родительскому управлению и как бы ни стремился получить больше независимости, нежели способен выдержать, жаждет почувствовать себя под защитой кого-то достаточно сильного и мудрого, чтобы позаботиться о нем. Родители все чаще оказываются неспособными доминировать в привязанностях. Отчасти в этом виноваты современные методы воспитания и обесценивание родительской интуиции. Складывается впечатление, что многие родители отдают ведущую роль детям и ждут, чтобы они сами сказали, как их воспитывать. Некоторые родители надеются избавить своих отпрысков от боли и фрустрации, делая все возможное, чтобы у детей все получалось. Дети, которых так воспитывают, никогда не столкнуться с необходимым для них чувством разочарования, которое сопровождает осознание невозможного. Они лишены опыта трансформации фрустрации в чувство тщетности, смирения и адаптации. Другие родители путают уважение к детям с потаканием всем их прихотям, вместо того чтобы просто удовлетворять их потребности. Есть и такие, которые стремятся дать детям возможность выбирать, объяснять ситуацию, тогда как все, что нужно ребенку - это шанс выразить фрустрацию, вызванную тем, что реальность разбила его надежды, возможность выплеснуть недовольство своей неудачей. Некоторые родители с помощью детей пытаются реализовать свои собственные потребности в привязанности. В условиях современной социально-экономической нестабильности, многие родители, хоть и находятся рядом со своими детьми физически, слишком озабочены собственными трудностями, чтобы полноценно присутствовать в их жизнях эмоционально.
Если родители слишком заняты, пассивны или не способны доминировать, инстинкты привязанности автоматически направят ребенка в доминантную позицию. Такие дети начинают командовать и контролировать. Когда такие дети становятся ориентированными на ровесников, их мозг естественным образом выбирает доминирующий режим, и они продолжают помыкать, но теперь уже своими сверстниками.
Как обидчики добиваются доминирования.
Добиваться доминирования можно по-разному. Самый очевидный способ возвыситься - хвастаться или дерзить, выставлять себя самым большим, лучшим и важным. И все же, самый популярный путь самовозвышения лежит через унижение других, поэтому обидчик чаще всего старается показать всем, "кто тут главный" и держать окружающих в узде (инструменты: покровительственный тон, презрение, оскорбления, унижение, насмешки, передразнивание, устыжение). Обидчик инстинктивно улавливает неуверенность в других и стремится воспользоваться ею в своих целях. Обидчики получают удовольствие, заставляя других выглядеть глупо и смешно, внушая им чувство стыда.
Конечно, обидчик хочет того же, что и любой другой ребенок: удовлетворить жажду привязанности. Но получить такое удовольствие ему нужно наименее уязвимым способом. Из 6 видов привязанности, привязанность через сходство - самый безопасный способ. Отличия в этом случае становятся поводом для оскорблений. Все, что хоть как-то выделяется, все, что делает ребенка уникальным, превращает ребенка в мишень для обидчика. Второй наименее уязвимый способ привязанности - быть значимым, важным в чьих-то глазах. Обидчики не вносят, если кто-то становится важнее их самих, поэтому пользуются любыми очевидными недостатками других.
Еще один способ добиться доминирования - запугивание. Вызывая страх, обидчик одерживает победу. Поэтому он постоянно держит других в страхе, прибегая к угрозам, бросая вызов, рассказывая страшные истории и разрабатывая тактики запугивания. Чтобы сохранить свое положение, обидчик никогда не должен выказывать страх ни перед чем.
Один из самых примитивных способов установить доминирование - это добиться физического превосходства.
Еще один способ добиться доминирования - это требовать уважения, это "фирменный стиль" обидчиков. Дети воспринимают обидчика, как человека, который добьется своего и ни перед чем не остановится.
Что бы обидчики ни получили в ответ на свои требования, даже если все их требования безоговорочно выполняются, они не могут удовлетворить фундаментального эмоционального голода. Их попытки насытиться - бесплодны, но поскольку они не могут позволить себе по-настоящему ощутить тщетность, они не способны отпустить. Требования обидчиков бесконечны.
Обидчик требует уважения, потому что это мощный признак верности и подчинения. Уважение, которое вымогает обидчик, не может его насытить, жажда привязанности обидчика и его фрустрация только растут и усиливаются. То, что ему действительно нужно - эмоциональное удовлетворение от отношений - невозможно получить теми способами, которыми он действует.
Что провоцирует обидчика.
Обидчик переходит в нападение, если его требования, даже неозвученные, не выполняются. Например, обидчики чрезвычайно чувствительны к неуважению. Даже посмотрев на него "не так", есть риск запустить реакцию.
Многие дети совершенно не способны избегать проблем в мире, которым правят обидчики. Один из первых результатов ориентации на ровесников - возникновение защиты от уязвимости, которая необходима, чтобы прочесть знаки враждебности и отвержения. Когда система тревожности приглушается, дети менее способны читать знаки, которые должны были бы призвать их к осторожности. Таким образом, ориентация на ровесников не только создает обидчиков, но и готовит для них жертв.
Помимо мнимого неуважения и неподчинения, еще одним пусковым механизмом для издевательств становится проявление уязвимости. Ребенок никогда не должен показывать обидчику, что его можно ранить, или за эту ошибку придется дорого заплатить. Стоит только признать, что тебе больно, и обидчик будет давить на болевую точку. Казаться слабым, заинтересованным или полным энтузиазма - значит сделать из себя мишень. Большинство детей знает это и тщательно маскируют уязвимость в присутствии тех, кто способен напасть. Они не могу сказать, что скучают по нас, иначе ровесники их засмеют. Им нельзя признавать, что замечания их задели, иначе их будут безжалостно дразнить. Они не должны сознаваться в своей чувствительности, иначе насмешки никогда не прекратятся. Им приходится учиться скрывать страх, никогда не показывать тревогу, отрицать, что им больно. Чтобы выжить в мире, где правят обидчики, наши дети должны тщательно прикрывать признаки уязвимости, стирать любые признаки привязанности.
Привязанность-перевертыш.
Эмоционально здоровый человек подходит к привязанности прямо и уверенно. Он открыто говорит о своих потребностях и желаниях, демонстрируя свою уязвимость. Для обидчика открыто искать близости слишком опасно. Обидчик не может признаться, что испытывает неутолимую жажду связи, прочем, часто он сам не понимает, что чувствует.
Так как же обидчик привязывается? Вспомним о биполярной природе привязанности (у привязанности есть как положительная, так и отрицательная сторона). Существует второй, негативный способ, установить связь. Обидчик пытается сблизиться с желаемым объектом привязанности, отталкиваясь от тех, с кем не хочет контакта. Этот путь извилист и гораздо менее эффективен, но опасность быть раненым или отверженным на нем значительно ниже. Это позволяет обидчику никогда не показывать, что ему важен результат, никогда не выдавать эмоциональной заинтересованности в искомых отношениях. Вместо того чтобы прямо сообщить о своем желании близости с избранным человеком, обидчики будут сопротивляться контакту с другими, нарочито игнорируя и избегая их, особенно в присутствии тех, кого они пытаются завоевать. Вместо того чтобы подражать тем, за кем они втайне охотятся, они высмеивают и дразнят других.
В этом сущность обидчика: дистанцироваться от одного человека, чтобы приблизиться к другому, изливать презрение в одном месте, чтобы установить связь в другом, избегать и не признавать одних людей, чтобы закрепить связь с другими.
Как помочь ребенку перестать быть обидчиком.
Важно помнить, что обидчики ведут себя так ненамеренно. Ошибочно полагать, что агрессивное поведение обидчика выражает его истинный характер. Обидчики - вовсе не испорченные дети, скорее они - крепкие орешки, которым родители и учителя не помогли достичь независимости. Издевательства - это результат борьбы между двумя наиболее значимыми психологическими механизмами эмоционального мозга людей: привязанности и защиты. Эти мощные процессы срывают врожденную личность ребенка.
Единственная надежда для обидчика - привязаться к взрослому, который возьмет на себя ответственность за удовлетворение эмоциональных потребностей обидчика. За внешней ожесточенностью скрывается глубоко ранимый и одинокий маленький человечек, чья напускная жесткость испарится в присутствии по-настоящему заботливого взрослого.
Когда обидчик перестает чувствовать себя лишенным чего-то, когда он больше не вынужден сам заботиться о себе, чтобы удовлетворить свою жажду привязанности, в издевательствах больше нет нужды.
Мы были слишком наивны, полагая, что помещая детей вместе, мы воспитаем в них ценности равенства и взаимодействия. Вместо этого мы освободили путь для формирования новой разрушительной иерархии привязанностей.
Лучший способ спасти обидчика, так же как защитить жертву - это вернуть их к зависимости от взрослых, несущих за них ответственность, чтобы они смогли почувствовать свою уязвимость и пролить слезы о том, что у них не получается.
Дети не причинят вреда себе или другим, если они способны опереться на родителей. Какими бы несчастными они ни чувствовали себя время от времени, они смогут справиться с тем, что их расстраивает, и ответить на это ощущением тщетности.