Киноянварь - Шекспир в TheatreHD

Feb 01, 2019 21:05

Второй киномесяц, посвященный Шекспиру ( первый тут). У меня накопилось так много просмотренных спектаклей TheatreHD, что я решила составить киномесяц только из них, иначе вообще рискую о них не написать, а мне было бы жалко - некоторые постановки совершенно прекрасны и они идут до сих пор, так что спешите в кинотеатры!





1. Сон в летнюю ночь
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2013 год. Режиссёр Доминик Дромгул.
Пишут, что именно эту пьесу Шекспира чаще всего ставят во всем мире (а не Гамлета или что-то еще). Не могу сказать, что ставят в мире, но у Глобуса искрометная и легкая постановка вышла. И очень, очень смешная. Наверное самая смешная из всех комедий Шекспира, что я видела. Прелесть, просто прелесть! Всем любителям Шекспира смотреть немедленно!

2. Генрих VIII
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2010. Режиссёр Марк Розенблатт.
А вот это удивительная конъюктурщина оказалась. Что мы в среднем помним про Генриха VIII? Это был, мягко говоря, очень неоднозначный чувак - огораживание ("овцы съели людей") и Реформация - это при нем, а еще он переменил множество жен и парочку из них казнил. Но у Шекспира он показан очень положительно, прям добряк и душка. А уж как он любил свою дочь Елизавету - это ни в сказке сказать, ни пером описать. То есть буквально там звучит:
До этого счастливого младенца
Не создал я на свете ничего.
Будущей королеве Елизавете посвящен отдельный монолог, где она превозносится до небес. До казни Анны Болейн в пьесе не доходит - действие останавливается на рождении Елизаветы. Короче, это славословие в чистом виде - можно даже сказать образец пропаганды 17 века :)

3. Венецианский купец
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2016. Режиссёр Джонатан Манби.
В главной роли Джонатан Прайс. Сегодня пьеса с подзаголовком «Превосходнейшая история о венецианском купце с изображением чрезвычайной жестокости жида Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса» смотрится, как бы это помягче, не вполне политкорректно. И я ждала, что в ней могут что-то изменить - сместят акценты. Но к чести постановщиков переписывать Шекспира они не стали и из песни слов не выкидывали. Как написано - так и играют. Возможно в те времена Шейлок воспринимался только справедливо побежденным злодеем, а сейчас не все так однозначно. Сцена крещения прямо страшная - несчастного Шейлока, вроде бы избежавшего худшей участи, ужасно жаль, хотя он реальная сволочь.

4. Укрощение строптивой
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Тоби Фроу.
А вот еще одна оооооочень неоднозначная пьеса для нашего времени. Смирение яростного нрава главной героини и превращение ее в кроткую и послушную любящую жену и все это с помощью того, что сейчас назвали бы абьюзом! Прям вот странно смотрится. Но, опять же, к чести постановщиков - они ничего не меняют и Шекспира не поправляют в угоду современным взглядам и не "выкидывают с парохода современности", как не вполне отвечающего актуальным ценностям. Надо бы разные экранизации посмотреть-посравнивать, благо их очень много.

5. Двенадцатая ночь
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Тим Кэрролл.
Марк Райлэнс играет Оливию, а Стивен Фрай изображает влюбленного в нее дворецкого - это легендарный спектакль, один из главных хитов театра «Глобус». Режиссёр подошел к делу очень ответственно и радикально. Он решил не просто воспроизвести костюмы, сценографию, музыкальное и танцевальное сопровождение, которые могли бы обрамлять постановку начала XVII века, но и сыграть пьесу чисто мужским составом, что характерно для елизаветинско-якобианского театра. Народ, это прям именины сердца! Шикарная постановка, горячо рекомендую всем любителям! Гомерически смешно и совсем нет какого-то кривляния, двусмысленности - чего я опасалась, узнав, что все роли играют мужчины.

6. Генрих V
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Доминик Дромгул.
Король Генрих V - Джейми Паркер, Принцесса Екатерина - Оливия Росс. Скромные декорации, небольшая труппа (один актер может играть по три роли; а роль хора и вовсе исполняет прачка), лаконичное и стилизованное под аутентичную музыку XVII века музыкальное оформление Клэр ван Кэмпен (фирменное для «Глобуса»). Это лучший Генрих V. Я люблю сериал "Пустая корона" и Хиддлстона в роли Генриха, но вынуждена признать, что Паркер подходит на эту роль идеально. Он такой король-солдат, не в возвышенном, а в самом приземленном смысле. И нет диссонанса, когда он говорит, что слишком прост для короля или про свое несчастное угрюмое лицо, которое пугает женщин. И только в этой постановке, из всех, мной виденных, сцены с принцессой и ее служанкой, когда они учат английские слова, играются гротескно, быстро и действительно смешно!

7. Юлий Цезарь
Постановка The Bridge Theatre, 2018.
В роли Брута Бен Уишоу. Осовремененная версия. Не могу сказать, что была в восторге от постановки, как-то скучновато мне было, хотя политические интриги и борьба за власть - это мое любимое обычно. Но зато сценография тут совершенно гениальная. Сцены как таковой просто нет. Зрители партера стоят и сцена, состоящая из нескольких блоков, то поднимается над ними, то опускается, еще и меняя конфигурацию - становясь то ступеньками и помостом, то трибуной, то баррикадой. И получается, что зрители - не просто зрители, они как бы становятся частью изображаемого мира, массовкой. Им раздают листовки и флаги, они подхватывают политические лозунги или свистят. Политики возносятся над толпой, смешиваются с ней, низвергаются в нее. Не знаю что видели зрители этого своеобразного партера, но вот так со стороны очень круто это выглядит!

8. Ромео и Джульетта
Постановка Королевской Шекспировской компании (RSC), 2018.
Еще одна осовремененная версия в скудных декорациях и с модными гендерными заменами. Бал - современная дискотека, никаких исторических костюмов, Меркуцио - девчонка-хулиганка, Герцог - женщина. Многие артисты очень молоды, в массовке вообще подростки, все очень динамично и свежо. Волшебная Джульетта (Карен Фишуик), просто волшебная. Я даже плакала в конце.

9. Король Лир
Постановка Chichester Festival Theatre, 2018.
Проект National Theatre Live. Постановка Chichester Festival Theatre на сцене Duke of York's Theatre - то есть я так понимаю, это сразу ставили, чтобы показать в кинотеатрах. В главной роли Иэн МакКеллен. Кинозал был полон, МакКеллена у нас любят и знают. Тоже осовремененная версия. Много натуралистичного насилия, кровищи и прочего неприятного (один граф Глостер с выколотыми глазами чего стоит). Но как-то я смотрела с холодным носом, и даже в конце, вместо того, что бы плакать (как я обычно делаю в подобных случаях) я сидела и размышляла о том, что Корделия точно не останется в живых, потому что она замужем за французом, а это значит, что французы будут претендовать на английский престол - чего Шекспир допустить никак не может :)) В общем, постановку рекомендую фанатам МакКеллена, это его прощальный бенефис, говорят.

10. Антоний и Клеопатра
Постановка Национального Театра, 2018. Режиссёр Саймон Годвин.
В ролях: Марк Антоний - Рэйф Файнс, Клеопатра - Софи Оконедо. Разочарована, если честно. Играют отлично, костюмы Клеопатры фееричные. Постановка масштабная и красивая. Но я чего-то другого ждала от самой истории, от главных героев. Я специально не стала накануне перечитывать пьесу и помнила только сюжет в общих чертах - любовь-морковь, война с Цезарем, проигрыш, самоубийство. И видимо я ждала чего-то торжественного, высоких отношений, страсти, достойного ухода. А тут Клеопатра истеричная поп-дива, Антоний не сильно отстает от нее в своих метаниях.

кино?театр!, Киногод, Киношка

Previous post Next post
Up