Второй киномесяц, посвященный Шекспиру (
первый тут). У меня накопилось так много просмотренных спектаклей TheatreHD, что я решила составить киномесяц только из них, иначе вообще рискую о них не написать, а мне было бы жалко - некоторые постановки совершенно прекрасны и они идут до сих пор, так что спешите в кинотеатры!
1. Сон в летнюю ночь
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2013 год. Режиссёр Доминик Дромгул. Пишут, что именно эту пьесу Шекспира чаще всего ставят во всем мире (а не Гамлета или что-то еще). Не могу сказать, что ставят в мире, но у Глобуса искрометная и легкая постановка вышла. И очень, очень смешная. Наверное самая смешная из всех комедий Шекспира, что я видела. Прелесть, просто прелесть! Всем любителям Шекспира смотреть немедленно!
2. Генрих VIII
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2010. Режиссёр Марк Розенблатт.А вот это удивительная конъюктурщина оказалась. Что мы в среднем помним про Генриха VIII? Это был, мягко говоря, очень неоднозначный чувак - огораживание ("овцы съели людей") и Реформация - это при нем, а еще он переменил множество жен и парочку из них казнил. Но у Шекспира он показан очень положительно, прям добряк и душка. А уж как он любил свою дочь Елизавету - это ни в сказке сказать, ни пером описать. То есть буквально там звучит:
До этого счастливого младенца
Не создал я на свете ничего.
Будущей королеве Елизавете посвящен отдельный монолог, где она превозносится до небес. До казни Анны Болейн в пьесе не доходит - действие останавливается на рождении Елизаветы. Короче, это славословие в чистом виде - можно даже сказать образец пропаганды 17 века :)
3. Венецианский купец
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2016. Режиссёр Джонатан Манби.В главной роли Джонатан Прайс. Сегодня пьеса с подзаголовком «Превосходнейшая история о венецианском купце с изображением чрезвычайной жестокости жида Шейлока по отношению к сказанному купцу, у которого он хотел вырезать ровно фунт мяса» смотрится, как бы это помягче, не вполне политкорректно. И я ждала, что в ней могут что-то изменить - сместят акценты. Но к чести постановщиков переписывать Шекспира они не стали и из песни слов не выкидывали. Как написано - так и играют. Возможно в те времена Шейлок воспринимался только справедливо побежденным злодеем, а сейчас не все так однозначно. Сцена крещения прямо страшная - несчастного Шейлока, вроде бы избежавшего худшей участи, ужасно жаль, хотя он реальная сволочь.
4. Укрощение строптивой
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Тоби Фроу.А вот еще одна оооооочень неоднозначная пьеса для нашего времени. Смирение яростного нрава главной героини и превращение ее в кроткую и послушную любящую жену и все это с помощью того, что сейчас назвали бы абьюзом! Прям вот странно смотрится. Но, опять же, к чести постановщиков - они ничего не меняют и Шекспира не поправляют в угоду современным взглядам и не "выкидывают с парохода современности", как не вполне отвечающего актуальным ценностям. Надо бы разные экранизации посмотреть-посравнивать, благо их очень много.
5. Двенадцатая ночь
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Тим Кэрролл.Марк Райлэнс играет Оливию, а Стивен Фрай изображает влюбленного в нее дворецкого - это легендарный спектакль, один из главных хитов театра «Глобус». Режиссёр подошел к делу очень ответственно и радикально. Он решил не просто воспроизвести костюмы, сценографию, музыкальное и танцевальное сопровождение, которые могли бы обрамлять постановку начала XVII века, но и сыграть пьесу чисто мужским составом, что характерно для елизаветинско-якобианского театра. Народ, это прям именины сердца! Шикарная постановка, горячо рекомендую всем любителям! Гомерически смешно и совсем нет какого-то кривляния, двусмысленности - чего я опасалась, узнав, что все роли играют мужчины.
6. Генрих V
Постановка Шекспировского театра «Глобус», 2012. Режиссёр Доминик Дромгул. Король Генрих V - Джейми Паркер, Принцесса Екатерина - Оливия Росс. Скромные декорации, небольшая труппа (один актер может играть по три роли; а роль хора и вовсе исполняет прачка), лаконичное и стилизованное под аутентичную музыку XVII века музыкальное оформление Клэр ван Кэмпен (фирменное для «Глобуса»). Это лучший Генрих V. Я люблю сериал "Пустая корона" и Хиддлстона в роли Генриха, но вынуждена признать, что Паркер подходит на эту роль идеально. Он такой король-солдат, не в возвышенном, а в самом приземленном смысле. И нет диссонанса, когда он говорит, что слишком прост для короля или про свое несчастное угрюмое лицо, которое пугает женщин. И только в этой постановке, из всех, мной виденных, сцены с принцессой и ее служанкой, когда они учат английские слова, играются гротескно, быстро и действительно смешно!
7. Юлий Цезарь
Постановка The Bridge Theatre, 2018. В роли Брута Бен Уишоу. Осовремененная версия. Не могу сказать, что была в восторге от постановки, как-то скучновато мне было, хотя политические интриги и борьба за власть - это мое любимое обычно. Но зато сценография тут совершенно гениальная. Сцены как таковой просто нет. Зрители партера стоят и сцена, состоящая из нескольких блоков, то поднимается над ними, то опускается, еще и меняя конфигурацию - становясь то ступеньками и помостом, то трибуной, то баррикадой. И получается, что зрители - не просто зрители, они как бы становятся частью изображаемого мира, массовкой. Им раздают листовки и флаги, они подхватывают политические лозунги или свистят. Политики возносятся над толпой, смешиваются с ней, низвергаются в нее. Не знаю что видели зрители этого своеобразного партера, но вот так со стороны очень круто это выглядит!
8. Ромео и Джульетта
Постановка Королевской Шекспировской компании (RSC), 2018. Еще одна осовремененная версия в скудных декорациях и с модными гендерными заменами. Бал - современная дискотека, никаких исторических костюмов, Меркуцио - девчонка-хулиганка, Герцог - женщина. Многие артисты очень молоды, в массовке вообще подростки, все очень динамично и свежо. Волшебная Джульетта (Карен Фишуик), просто волшебная. Я даже плакала в конце.
9. Король Лир
Постановка Chichester Festival Theatre, 2018.Проект National Theatre Live. Постановка Chichester Festival Theatre на сцене Duke of York's Theatre - то есть я так понимаю, это сразу ставили, чтобы показать в кинотеатрах. В главной роли Иэн МакКеллен. Кинозал был полон, МакКеллена у нас любят и знают. Тоже осовремененная версия. Много натуралистичного насилия, кровищи и прочего неприятного (один граф Глостер с выколотыми глазами чего стоит). Но как-то я смотрела с холодным носом, и даже в конце, вместо того, что бы плакать (как я обычно делаю в подобных случаях) я сидела и размышляла о том, что Корделия точно не останется в живых, потому что она замужем за французом, а это значит, что французы будут претендовать на английский престол - чего Шекспир допустить никак не может :)) В общем, постановку рекомендую фанатам МакКеллена, это его прощальный бенефис, говорят.
10. Антоний и Клеопатра
Постановка Национального Театра, 2018. Режиссёр Саймон Годвин. В ролях: Марк Антоний - Рэйф Файнс, Клеопатра - Софи Оконедо. Разочарована, если честно. Играют отлично, костюмы Клеопатры фееричные. Постановка масштабная и красивая. Но я чего-то другого ждала от самой истории, от главных героев. Я специально не стала накануне перечитывать пьесу и помнила только сюжет в общих чертах - любовь-морковь, война с Цезарем, проигрыш, самоубийство. И видимо я ждала чего-то торжественного, высоких отношений, страсти, достойного ухода. А тут Клеопатра истеричная поп-дива, Антоний не сильно отстает от нее в своих метаниях.