Продолжение,
начало тут. Итак, поподробнее про "Черные паруса" - почему это хороший сериал, на какие литературные источники он опирается и что он нам может рассказать о современной идеологии. Как я уже упоминала, "Черные паруса" изначально решили подойти к теме пиратов с совершенно другой стороны - снять не смесь мистики и приключений (чем были хороши "Пираты Карибского моря"), а смесь производственной драмы и приключений. И это был очень правильный ход!
Основа сюжета - как бы приквел Острова сокровищ, лет за 20 до событий, описанных Р.Л.Стивенсоном. И это получилась такая гремучая смесь всем с детства известных литературных героев и реально существовавших исторических персонажей, изнанки пиратской жизни и современного взгляда на мир, смесь кровавой драмы и приключений.
Осторожно, будут спойлеры!!
Все это приправлено отличным кастом - тому, кто занимался выбором актеров в Парусах нужно приз выдать - настолько они там все на своем месте и настолько колоритны. При этом все почти малоизвестны или вообще неизвестны, только Тоби Стивенс там относительная звездочка и то местного английского разлива - но он очень здорово смотрится в роли Флинта. Оказывается он умеет щуриться не хуже Клинта Иствуда.
А гляньте какой колоритный чувак играет капитана Вэйна!
А шерочка с машерочкой Рекхэм и Энн Бони (реально существовавшая пара пиратов)? В общем, они классные там все, поверьте.
Шикарного Билли Бонса уже показывала, но не грех повторить
Главный и жирный плюс - Черные паруса написаны на совесть. Там куча всего скрыто. Само собой, это отсылки к Острову сокровищ - из его героев в Черных парусах есть Флинт, Сильвер (поначалу вполне двуногий), Билли Бонс, Бэн Ганн и Израэль Хендс (последние двое появляются не сразу, а только в 3 и 4 сезонах) и корабль "Морж", конечно же. Еще в сериале был прикольный очкарик с интересным поворотом в характере и судьбе -я думала из него слепого Пью сделают, но нет, сценаристы решили иначе.
Сильвер в "Острове" описывается как улыбчивый и располагающий к себе, с широким лицом и о-па - широкоскулый улыбчивый Сильвер - правда с каждый следующим сезоном он все меньше улыбался, но в первом он вполне соответствовал. Мельком отмечено, что он женат и его жена "не белой расы" (кто это помнит вообще после Стивенсона? да никто) - привет третий сезон.
Про Флинта у Стивенсона особо ничего не написано, кроме того, что его имя широко известно и наводит ужас на окружающих - тем больший простор сценаристам, хотя они вообще ни с кем особо не стеснялись.
Кроме Острова сокровищ, есть отсылки к "Всеобщей истории пиратства" (Д.Дэфо) - именно там рассказывается про Рекхэма и Энн Бони, про Вудса Роджерса, про Вэйна и капитана Хорниголда,"Скарборо" и капитан Хьюм тоже оттуда и конечно же Тич "Черная борода". А еще у Д.Дэфо есть роман "Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона" - я думаю, что Синглтон, оспаривающий капитанство у Флинта в первой серии - это реверанс в эту сторону. С героями "Всеобщей истории пиратства" сценаристы поступают тоже по своему усмотрению - где-то сохраняют, и весьма бережно, сюжетные линии, где-то меняют мелкие детали, где-то не мелкие (например, оставляют в живых Рекхэма).
Но кроме этих очевидных отсылок - с прямым заимствованием имен и сюжетных поворотов, есть неочевидные, например отсылки к знаменитому герою Р.Сабатини, капитану Бладу. У Флинта несомненно что-то есть от Блада - хотя бы образованность и любовь к книгам и чтению (это подчеркивается и в Бладе и в Флинте). Но не только образованность - Блад романтический герой, он движим любовью к Арабелле и в конце воссоединяется с ней. А что Флинт? - он тоже движим воспоминаниями о Томасе, и хочет совершить то, что тот задумывал и т.д. - то есть его действия тоже обусловлены его любовью (ну, какие времена, такие и лавстори). В Бладе подчеркнуто, что он стал пиратом волей обстоятельств, мы должны сочувствовать ему - он исполнял свой долг, а его злые законники сделали заключенным, а потом рабом. Что же мы видим в случае с Флинтом - о, он гомосексуалист, пострадавший за свою гомосексуальную связь - есть ли нынче в Америке корова священнее? (бедняга Кевин Спейси пытался на этом сыграть со своим каминг-аутом) Правда Флинт совсем не так благороден и щепетилен в вопросах чести, как Блад - видимо, по нынешним временам это уже не важно. Мою догадку насчет отсылок к Сабатини подтверждает еще тот факт, что любовнице Флинта - бывшей леди Гамильтон (тоже не простое имя, с историей) сценаристы дали в изгнании имя Миссис Барлоу - так звали квартирную хозяйку капитана Блада.
Наверное что-то и от "Золотой чаши" Стейнбека есть - по крайней мере именно там (и кажется нигде больше) есть упоминание о капитане, одержимом идеей построить собственную независимую пиратскую страну - "Но самой яркой фигурой в истории Братства остается голландец по имени Эдвард Мансвельд. Храбростью и воинским искусством он превзошел всех, ибо взял Гренаду, и Сан-Аугустин на Флориде, и остров Санта-Катарина. (...) им двигала могучая сила мечты: он надеялся преобразить свою орду оборванных храбрецов в сильную, стойкую нацию, новую воинственную нацию в Америке. Чем больше флибустьеров собиралось под его командой, тем реальней делалась его мечта..."
Упд.
leostrog, спасибо ей, напомнила мне, что у Артура Конан Дойля тоже есть рассказы про пиратов - сборник "Капитан Шарки". Я их прочла и не зря - создатели сериала тоже явно это сделали. Там есть как раз бунт команды против капитана и вообще все довольно кроваво и жестоко, а еще там есть Нэд Лоу - жутковатый псих-пират из второго сезона (и у Конан Дойля он тоже упоминается именно как пример крайне и жестокого и беспринципного пирата).
Короче, сценаристы Черных парусов проделали хорошую домашнюю работу, поставим им за это пятерку :) Даже когда зритель этого всего не считывает и не знает - сама работа, это примерно как портрет, написанный художником, знающим анатомию - есть отличие от портрета, написанного любителем.
А теперь про современную идеологию - потому что любое художественное произведение всегда говорит о времени, когда оно создано, а уж тем более развлекательное кино, которое должно быть понятно и интересно современному зрителю. Обилие в начале 18 века бисексуальных персонажей - это явно не про историю, это про современность и моду, а в сериале как минимум три любовных треугольника (в смысле с отношениями на троих, а не в смысле "третьего лишнего").
И явная примета времени - слишком много женщин у власти. Они были, конечно, и в 18 веке и в раньше и позже, но их было все-таки немного, а в сериале прям обязательно по бабе на каждом месте - Гатри в Насау, Макс в борделе, Королева на острове, Мади, у рабов в поместье тоже баба командует, Миранда, у которой Флинт под каблуком и даже бабка Гатри в Пенсильвании. Воля ваша, но это too much. Еще момент с темой "женщины у власти" - когда они ставят вот этих всех баб - Макс, Гатри - наравне с мужиками командовать, там всегда есть такой нюанс - в этом мире, который нам показывают, мужики разбираются между собой силой - тетки им тут не могут составить компанию никак. Гатри не может дать отпор Вейну, или вот этому маньяку Лоу, как дал бы Флинт - просто физически не может. Но НИ РАЗУ нигде даже намека на это нет. То есть это такое явное умолчание в пользу современного феминизма, потому что как же можно сказать, что баба физически слабее мужика? Нельзя.
И, конечно, там есть обязательный эпизод с идеологически верной линией - "Новый Свет - это дар, в котором мы (англичане) можем исправить свои ошибки и начать все заново", то есть Америка - земля обетованная и говорит об этом самый положительный герой сериала - ничем не запятнавший себя, с продвинутой современной моралью и гомосексуалист в придачу, пострадавший за это.
Я назвала жанр сериала смесью приключений с производственной драмой, но эта драма не столько про то, как устроено было пиратство в те времена (откуда и почему оно возникло и так далее - про это как раз и не упоминается вовсе), и даже не про быт - хотя этого немного есть и это хорошо. Это скорее драма про изнанку власти. Власти и борьбы за нее. Власти материальной, так сказать - в политике, торговле и т.д. и власти над умами - силе имени, силе репутации. Причем не просто зритель должен по поступкам героев догадаться, а прям словами через рот все объясняется - много говорится героями о "силе истории", силе разговоров и сплетен, о роли злодеев и героев - вообще в сериале очень много чего про пиар, по сути. Например, один из моих любимых эпизодов во втором сезоне - возвращение Флинта в капитаны. Сыграть на "головокружении от успехов" Дюфре, чтобы он сам поставил себя в такое положение, когда почти наверняка растеряется, потому что он не боец и потому что у него нет имени и репутации. "Люди в этих водах суровы, они не боятся пистолетов, они не боятся сабель".. "Чего же они боятся?" Флинт молчит, но ответ мы знаем. А после позорного отступления наставление Дюфре - "ты должен потопить этот корабль, иначе выжившие расскажут об этом и больше никто не сдастся этому флагу". И музычка там классная, после того как Флинт отдает команду и после секундного замешательства ему подчиняются. И все - он выиграл.
Еще интересно придумали с приставкой "Долговязый" к имени Джона Сильвера - которое породил долговязый Билли Бонс - сначала рукотворный выпуск легенды, а потом уже действия, подверстанные под эту легенду. Мне кажется исторически сначала были поступки, легенда о которых рождалась сама, после.. А тут создание этой волны - ни есть ли это тоже примета времени? Сначала слова, а потом дела, слова, которые важнее дел? Кстати, о словах - надо отметить, что в сериале очень интересный язык - это явно не тот словарный запас, которым пользовались реальные пираты, это такой почти современный бизнес-язык (пополам с ругательствами, конечно) - но в данном случае это воспринимается положительно - ну вот такая фишка у сериала - литературные диалоги (я смотрела на английском с субтитрами, потому что русская озвучка, которая мне попалась, ужасна).
Первый сезон и особенно первая серия! - очень так аккуратно написаны - от эпизода к эпизоду обязательно связь. Вот герои говорят о чем-то - а вот нам это показали, а вот перекинули мостик дальше - очень хорошо это смотрится. Вообще первый сезон (и самое начало второго) были наверное хороши своей скоростью и тем, что два главных героя (Флинт и Сильвер) все время балансировали на грани - каждый поворот, каждая серия могла закончится катастрофой и смертью для них. И все это лихо закручивалось вокруг приключений, гонки за сокровищами, амбиций и борьбы за власть. С каждым следующим сезоном это все тухло, пока не протухло окончательно. Но остановиться на первом сезоне сложно, потому что финал там такой, что смотреть следующую серию хочется немедленно.
Во втором сезоне нам показывают (помимо дальнейшего развития событий) как Флинт из добропорядочного морского офицера стал тем, кем он стал. Но мне кажется, что тему отношений с Гамильтоном раскрыли плохо - кто в кого влюбился? Почему? Мотивы Джеймса и Томаса, вступающих в любовную связь не ясны - Томас такой был всегда и потому его жена гуляет по другим мужикам не стесняясь? Или что? И очень смешно, когда Миранда говорит Джеймсу - "ты сражаешься ради сражений, потому что только так ты можешь заглушить голоса в своей голове - стыд за то, что ты любил его". Ну конеееечно. Человек десять лет грабит, убивает и предает кого угодно и имеет репутацию самого кровожадного пирата, но страдает только из-за гомосексуальной интрижки. А убийства там, изгнание из приличного общества - это фигня все по сравнению с сексуальной ориентацией. Только это может мучить современного героя. И хэппи-енд говорит о том же! - если твою сексуальную ориентацию приняли и предоставили тебе возможность жить с тем, кого ты выбрал - больше переживать не о чем. Прям как будто центр мира и основа всего - сексуальна ориентация - ни этика, ни мораль - ничто не имеет значения.
Но если втрой сезон хуже, но смотреть еще можно, то третий сезон просто скучен. Все эти бесконечные монологи/диалоги Флинта/Сильвера/Мади о том, что "тяжела ты, шапка Мономаха" - это тоска. Флинта пытаются изобразить более пугающим и темным, чем он был до этого - ну не знаю, ничего более пугающего, чем то, что он делал в первом сезоне не происходит. Он не сильно меняется. Ну обрил голову и перестал улыбаться. Но это на поверхности. По поступкам и прочему особых перемен нет. Что из себя представляет Флинт в первом сезоне - умный, хитрый, находчивый, безжалостный человек, который стремится к цели не взирая на препятствия и готов применить насилие не раздумывая о последствиях - Гатри, Синглтон и Гейтс тому порукой. А тут что? Убийство двух матросов? Рейды на берег для устрашения и казни судей? Ну... не очень это прям пугает и очерняет - он и так пират с ужасной репутацией.
А четвертый сезон еще скучнее и медленнее. Они вроде пытались сохранить и повороты и опасности, но по сути главные герои отошли в тень, все стало пробуксовывать. Колеса вроде крутятся, дым валит, а движения нет. Все перемены и твисты все равно не воспринимались твистами. Уныло все как-то стало. Как будто все устали - и создатели сериала и герои внутри него.
И, конечно, финальная развязка. Это просто позор. Этот хэппи, с позволения сказать, энд. Два сезона жевали тему революции и войны пиратов и рабов против цивилизации - и тут на тебе. Но все это объяснимо, и даже ожидаемо, конечно - потому что с одной стороны, это и есть история Америки, а кроме того небольшой бунт отлично продается, футболки с Че Геварой по всему миру тому порукой. Но всерьез это все рассматривать нельзя, так что все сливают. Поигрались и хватит. Все персонажи выбирают частную жизнь и "партнеров". Флинт, Сильвер, Мади, даже Макс - портовая шлюшка отказалась от выгодного замужества и возможности полностью легализовать свою жизнь - ради Анн Бони, а то вдруг их разлучат. То есть вот она столько вынесла, добивалась власти и могущества, шагая по трупам друзей и врагов и когда нужно было сделать последний шаг, о каком она даже и мечтать не могла - выйти замуж по расчету, упс, она отказалась. Не верю. Что Сильверу эта война не нужна - ладно, можно поверить. Но Флинта нужно было убить, потому что вот это счастливое воссоединение с Гамильтоном выглядит полностью инородно и вымученно. Как будто это возможно после всего пережитого, как будто не было стольких лет и никто не изменился.. В общем, финалом я крайне разочарована, хотя с начала последнего сезона было понятно к чему это все придет.
Но сериал все-таки по-своему хорош, особенно поначалу - 1 и 2 сезоны.
Все, устала писать. Кто-нибудь осилил это до конца??