http://babusyatanya.blogspot.ca/2013/09/pain-is-inevitable-but-suffering-is.html ...одна хорошая подружка (допустим Марь-Якльна) пригласила маму на творческое собрание в городской библиотеке (в небольшом городе РФ наши дни)..., там выступали местные поэтессы (вроде и поэты тоже), тема произведений была: о ценности жизни нерожденных детей, о важности религиозного священного чувства по отношению к ним, и про то, что аборт это грех.
Нет-нет, это вовсе не разумный шаг женщины по планированию семьи, в условиях массового пьянства мужей, нет это вовсе не обязательство системы государственного здравоохранения призванного обеспечить равное право всех граждан Российской Федерации на получение квалифицированной медицинской помощи, нет, это не способ жертвы преступления избежать биологических последствий насилия, нет, это не миллион других причин и резонов когда женщине необходимо прервать беременность.
На том собрании присутствующие послушно внимали, правда в какой-то момент один из стихов показался Марь Якльне знакомым... она осторожно поинтересовалась у ведущей и у "автора" после исполнения: "знаете, что-то мне кажется, помню я такой стих, давно его уже слышала..." Но ведущая вопрос проигнорировала, не откликнулась на него и "автор" стиха... на том и разошлись...
Нет, новой пропаганде, как и доброй старой пропаганде важно убрать "лишние" смыслы, "а то еще подумают чего"(с) А так простецки - аборт=грех, однозначное соответствие. Все по классической совдеповской схеме - назначить один общий на всех смысл, избавив тем самым население от искушения самостоятельного осмысления
"когда-нибудь историки займутся.." - так принято начинать рассказ о каком-то выдающемся но мало изученном явлении... Сомневаюсь. В данном случае историки вероятней всего еще долго будут избегать данного вопроса, даже самые продвинутые, занимающиеся систематизацией практик повседневности различных эпох и сообществ...
Аборты в России.
по мере того как в современной России набирает силу мракобесие санкционированное православной церковью и государством, у данной темы все меньше шансов быть рассмотренной в деталях, проанализированной и систематизированной.
в работах и монографиях посвященных повседневности в Советском Союзе данный вопрос исследователи в основном обходят стороной. (см. напр.Анна Тёмкина
Женское удовольствие как "отсутствие": объяснительные модели. В сборнике статей Мишель Фуко и Россия. 2001. - анализ нарративов сексуальности в биографиях женщин разных возрастов, опрос проводился в 1996 году в г.Санкт-Петербург... очень внятно, но вне рамок анализа остаются наиболее репрессивные практики связанные с женской сексуальностью - аборты в советском союзе; а также Орлов И.Б (2008)
Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. -каким образом на "характер людей и отношений между людьми" повлияли такие события и факты советского времени как голод, нормированное распределение продуктов и товаров (люди буквально десятилетиями работали за еду, и без еды), репрессии и лагерные\тюремные порядки, жизнь в комунальных квартирах и способы "получения" жилья, карточная система в военное время, алкогольные практики и "пьяная культура", отдых и досуг "организованный туризм", сервис в советской повседневности, семья и брак... и др.)
А поэтому Россия будет ходить по кругу и здесь тоже, по тем же самым граблям и минным полям: пока факты не названы, обстоятельства не определены как проблемы - их как бы и нет, а значит нет и как бы и не было тех миллионов женщин, оказавшихся физически или психологически искалеченными или погибших в результате варварской и безответственной политики советского государства. Современное российское государство не только самоустранилось от задач научного просвещения населения в области сексуальных отношений, сексуального здоровья и контрацепции, но напротив пропагандирует узко религиозный подход замалчивания "неприличныых" вопросов, и забалтывания важных проблем демагогией и риторикой греховности.
Крайний деспотизм и репрессивное отношение к женщине к ее телу бытовало на протяжении всей человеческой истории в самых разных человеческих сообществах. Причем ни у кого по-видимому не вызывало неудобства противоречие призыва к бережному отношению к ближним и любви к ним с наказанием смертной казнью женщинам за аборт.
"В дореволюционной России был запрет на легальное проведение абортов. Поэтому даже в клиники для женщины не обращались за квалифицированной врачебной помощью по прерыванию беременности. Например, в подробном отчете проф. А.А. Муратова о работе клиники с бесплатными койками (т.е., клиники для бедных) в Москве за 1886-1888 годы описано только двое женщин, которым была прервана беременность в первой половине в связи с “медицинскими показаниями”. За эти же три года больные с последствиями криминальных абортов вообще не поступали.
[Муратов А.А. Медицинскiй отчетъ женской лечебницы и родовспомогательного заведения съ безплатными койками за 1886, 1887 и 1888 годы.-Москва.-Типографiя Э.Лисснера и Ю.Романа. -- 1890. -- 187 с.] "
Поэтому они умирали дома, или кончали жизнь самоубийством, или оказывались объектом травли семьи, церкви, общины, государства.
"
После революции ситуация изменилась. Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года "Об искусственном прерывании беременности» аборты" в Советской России были легализованы. Желающим предоставлялась возможность сделать операцию по искусственному прерыванию беременности в специальном медицинском учреждении бесплатно.
Советская республика стала первой в мире страной, узаконившей прерывание беременности по желанию женщины.
Преимуществами на аборт вне очереди пользовались фабрично-заводские работницы."
Какие же детали повседневного быта сопровождали данные законодательные инициативы:
Орлов И.Б
Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. (2008)
сообщает о широко распространившейся в период после революции проституции, "при явном попустительстве местных чинуш голод порождал массовую проституцию среди женщин и открытие тайных притонов. Работа В.П. Булдакова, показывает как революционизирующаяся повседневность приобретала откровенно гротескный характер. Здесь и борьба профсоюзов проституток против попыток революционных властей закрыть публичные дома, и чудовищный разрыв между социальными иллюзиями и беспределом, порожденным элементарными бытовыми обстоятельствами. (Булдаков В.П. За фасадом радикальных доктрин: абсурд революционной повседневности 1917-1918 годов // Задавая вопросы прошлому … М., 2006. С. 250-273.). Отнюдь не непманы, а рабочие были главными потребителями услуг проституток Военный коммунизм и материальные трудности первых лет нэпа не позволяли многим рабочим заполнить досуг развлечениями с проститутками, но в середине 1920-х годов ситуация изменилась. Если в 1920 году, согласно результатам опросов, в Петрограде к услугам проституток прибегало 43% рабочих, то в 1923 г. продажной любовью пользовался уже 61% мужчин, трудившихся на фабриках и заводах... То есть к концу 1920-х гг. в пролетарских районах Ленинграда сложился постоянный слой потребителей столь специфического "сервиса". Сопоставимые цифры в этот период демонстрировала и Москва. ...Тем не менее, вряд ли можно зафиксировать в двадцатые годы полное отрицание процедуры религиозного освящения брака рабочих. Хотя размежевание в семье иногда происходило и на почве борьбы с религией, однако, чаще всего в рабочем быту сосуществовали два "угла": жены (икона с ситцевой занавеской и бумажными цветами) и мужа (портрет Ленина, шашки и пузырек с духами). Со всей очевидностью можно утверждать, что ценность семьи в нэповском обществе оставалась высокой. Недаром рост числа рабочих семей в 20-е годы обгонял рост рабочего класса вообще.
При всем при том, большинство женщин не сочувствовали политическим и религиозным взглядам своих мужей. В женской рабочей среде широко распространились раздражительность и "любопытное сочетание анархической озлобленности и консерватизма". Культурная и политическая отсталость женщин была тесно связана с их экономической зависимостью. Низкая квалификация, более низкие заработки и рутинная работа дома (до 12,5 часов ежедневно), - все это подрывало силы и здоровье молодых женщин. Нередко муж отдавал лишь незначительную часть зарплаты. Что же касается основного заработка, то, как весьма эмоционально заявила при опросе 42-летняя прядильщица: "А чорт его знает, куда он тратит! Пропивает все, поди". Даже в семьях второго типа расходы на спиртное составляли почти 7% бюджета. В силу вышесказанного в рабочих семьях (особенно первого типа) частым явлением были скандалы и побои."
В 1926 году в Советской России были
запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. С 1930 года операция по искусственному прерыванию беременности стала платной. В 1931 году она стоила примерно 18-20 рублей, в 1933 - от 2 до 60, а в 1935 - от 25 до 300 рублей, в 1970-1980-х годах, получая в среднем 80-100 рублей, женщина за аборт платила 50. Бесплатно прерывали беременность больным туберкулезом, эпилепсией, шизофренией и страдающим врожденным пороком сердца.
Начиная с 1936 года операции по искусственному прерыванию беременности были запрещены под страхом уголовной ответственности Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам...." их производили в медицинских учреждениях только по медицинским показаниям....
Практически сразу подпольные аборты стали важной сферой теневой экономики. Нормой стали криминальные аборты.
У писателя Пришвина (человека в целом глубоко религиозного, который однако пишет о жестоких страданиях совершенно нейтральным бесстрастным тоном) в дневниках тех лет есть записи, дающие вполне ясное представление об общественном климате в отношении женщин. Отчетливо вырисовываются обстоятельства в подчинении которых оказывалось женское тело, а также общепринятые социальные нормы того времени, стигматизирующие женское тело, дабы избежать ответственности за бездарное общественное устройство, за негодные, нечеловеческие условия жизни этих женских тел и душ.
Пришвин. Дневники 1914-17 гг
источники см. здесь"Замечательное постановление съезда криминалистов
о ненаказуемости аборта. Присоединиться к нему можно,
только если совершенно не признавать существующих начал
государственности и вообще иметь перед собой идеальный
строй общества, в котором личность абсолютно свободна и
к ней существует абсолютное доверие." Здесь писатель Пришвин не согласен с тезисом о ненаказуемости, его дальнейшие наблюдения и дневниковые записи, однако, не столь категоричны.
Пришвин. Дневники 1918-19 гг
"Ольга - сестра, сошлась с офицером. Была уже бере-
менна, и на вечере кто-то назвал ее невестой, а он вслух:
«Ольга Ивановна, тут меня вашим женихом называют -
разве я вам предложение сделал?» Потом, когда ей сдела-
ли аборт и в больнице была, он неожиданно прислал ей
перловой крупы, и она приняла. Еще раз он потом позво-
нил и спросил по телефону, не нужно ли еще? Она еще
приняла крупы. И больше его не видела. "
Пришвин. Дневники 1932-35 гг
"18 янв.
...У Зои еще есть некоторые механические остатки рели-
гиозного миропонимания; так, она еще крестится перед
едой, если нет никого посторонних. Впрочем, она скажет
даже, что и в Бога верит, но и в этом убеждении заметно
линяет: в Бога, скажет, верю, а в загробную жизнь нет.
Первого своего ребенка она родила честно, считая гре-
хом все средства против деторождения. Но, испытав пре-
лесть материнства в советских условиях, к следующему
разу непременно прибегнет к аборту... И нельзя иначе, тут
или погибни в старом завете, или линяй. Непременно! Как
болеет и линяет птица, точно так же и женщина лично
в этой линьке совершенно бессильна..."
Пришвин. Дневники 1938-39 гг
"5 Марта. Узнал от Павловны, зачем Лева взял у меня хи-
нин: сказал он мне, что для тещи от малярии, а оказалось,
для Галины. Как в свое время в борьбе с законом о вине ре-
кой лилась самогонка по всей стране, так теперь льется жен-
ская кровь. Так что Галина приняла хинин и села в ванну.
И так второй раз, и надо бы третий, но тут заболела ее мать,
она прервала операцию и уехала к матери. Вот теперь и со-
брались, Павловна, теща и Галина. - Вот из-за тебя всё! -
сказала Галина. И теща горько заплакала. Павловна подума-
ла, что теща плачет от «греха», - что дочь хотела вытравить
плод. И начала уговаривать вроде того, что «время такое,
все женщины легкой жизни хотят»... - А вы как думаете, -
очувствовалась теща, - вы хотите, чтобы она по доброй
воле в хомут лезла? - Оказалось, теща плакала из-за того,
что ее дочери не удалось сделать аборт.
Женщина-зоотехник N. в Зверосовхозе долго и всеми
средствами добивалась кровей. И как обрадовались она
и муж (политрук, оба коммунисты), когда хлынула кровь.
А когда подали карету скорой помощи, вышла Нина и ска-
зала: - Это что же, из-за гриппа карету? - А муж шаловли-
во взял ее под руку и шепнул: «Все в порядочке»."
В результате того, что
подпольные аборты нередко проводились людьми, не имеющими медицинского образования, множество женщин становились бесплодными. К тому же в случае осложнений женщины не решались обратиться к врачу: последний был обязан донести на свою пациентку в компетентные органы. В конечном счете, запрет способствовал не увеличению, а сокращению рождаемости.
Закон о запрете абортов действовал в СССР до 1955 года. 23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене запрещения абортов" производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских противопоказаний.
Указ разрешал проведение абортов в стенах специализированных медицинских учреждений. Аборт на дому по-прежнему оставался уголовно наказуемым. Врачу в этом случае грозило тюремное заключение до одного года, а в случае смерти пациентки - до восьми лет.
Приказом Минздрава СССР от 29 ноября 1956 года была принята Инструкция "О порядке проведения операции искусственного прерывания беременности (аборта)", детально регулировавшая этот вопрос, в 1961 году в нее были внесены некоторые изменения, касающиеся выдачи больничных листов.
Сохранение спроса на незаконные аборты объяснялось просто: после аборта женщина должна была некоторое время находиться в больнице, по выходе из которой она получала листок нетрудоспособности, где в графе "диагноз" стояло слово "аборт". Поскольку далеко не все женщины жаждали обнародовать подробности своей личной жизни, многие предпочитали обращаться к частнику. Интересно, что юристы даже обсуждали предложение писать при аборте в листке нетрудоспособности "бытовая травма". Этот диагноз был выбран потому, что по советским законам операция аборта, как и бытовая травма, не предполагала выплат по социальному страхованию. Однако эта идея так и не была реализована.
В начале 1980-х срок искусственного прерывания беременности был увеличен с 12 до 24 недель. В 1987 году искусственно прерывать беременность разрешили даже на сроках до 28 недель, если для этого имелись социальные показания (инвалидность 1-2-й групп у мужа, смерть мужа во время беременности жены, расторжение брака, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, многодетность, беременность в результате изнасилования).
В 1989 году разрешили амбулаторное прерывание беременности на ее ранних сроках путем вакуум - аспирации, по-другому - мини-аборт. Начали производить медикаментозный аборт.
...
В 1996 году предельный срок для искусственного прерывания беременности был сокращен до 22 недель (таковы и нормы ВОЗ), а перечень социальных показаний расширен. Показаниями к аборту стали считаться: отсутствие жилья, статус беженца или переселенца, безработица, доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в данном регионе, незамужество.
Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности."
***
В популярном журнале моего детства Семья и Школа иногда обсуждалась проблема последствий и предотвращения беременности несовершеннолетних (родители выписывали его многие годы, мне он очень нравился)... видимо стиль тех статей повлиял на мои привычки отстраненно-аналитического подхода к самым разным вопросам... в тех статьях обсуждения хоть и велись, но практических навыков не добавляли... поэтому когда в школе нашей "случилось чэпэ" - забеременела старшеклассница, причем отцом ребенка оказался наш одноклассник - из нашего собственного класса, не вполне еще старшего - то твердых стратегий чтобы осмыслить этот факт и отнестись по-человечески, у подавляющего большинства учителей и школьников включая меня не было, были только штампы, способы травить, насмехаться, ужесточать дисциплину, усиливать воспитательную работу.. и тп демагогия, сплетни и пересуды:
- "и чего она аборт то не сделала, дура..."
- "кто бы ей позволил, первый нельзя делать..."
В примерно те же времена выполнения Продовольственной программы и крепкого социалистического застоя знакомый паренек веселил присутствующих на вечеринке рассказами про то, как его другану повезло - его близкая родственница (тетя) работала тогда глав-врачом в больнице в отделении, где раз в неделю выполнялись медицинские аборты. К этому другану все "пацаны с района" обращались за помощью, чтоб подружкам их сделать аборт, тем более что в той больнице они могли рассчитывать на плохонькую но анестезию. Друган тот уговаривал свою добрую родственницу сообщая каждый раз что это его девушка, и у них случался промах... Со временем количество девушек с которыми он якобы промахнулся росло, и родственница решила переговорить с его мамой (своей сестрой) "что-то Костя очень девушками интересуется, может быть с ним как то побеседовать, научить, подсказать?..." Только девушкам было не до смеха, всегда была опасность получить отказ от медицинских работников по самым разным причинам и без них. Учитывая общую и повсеместную скудость или отсутствие знаний по контрацепции, неудобство и ненадежность существующих контрацептивных средств, данная сфера жизни была серьезным невротизирующим фактором преимущественно для женщин. Традиционное религиозное чванство на тот момент в СССР бытовало как обычный бытовой деспотизм. А государственое манипулирование доступом к "предоставлению благ", как и в других сферах "социалистической экономики" (в том числе к квалифицированной медицинской помощи при абортах) становилось универсальным способом держать под контролем репродуктивные функции женщин, и женское тело.
Продажа своего тела по кусочкам:
М. Веллер. Марина. Легенды Невского Проспекта "В абортарии, будничном, как очередь за водкой, на нее цыкнули, наорали, без всякого наркоза выпотрошили, как курицу: "Следующая!" - равнодушно, как к животному, и брезгливо, как к падали."
В советской реальности жизненно-необходимым для всякой разумной женщины было иметь знакомого (знакомую) врача или хоть медсестру из "женской консультации". "Знающие люди" на этом хорошо зарабатывали манипулируя доступом к к необходимой медицинской помощи . При тотальном неуважении к личности женщины, при повсеместном беспощадно небережном к ним отношении и их самих к своему телу, нелегальные аборты оказывались той малой областью милосердия, в которой государственная машина здравоохранения решительно отказывала женщине. Зияющая пустота, безучастность, индифферентность встречала ее, нуждающуюся в прерывании беременности, тогда как любой мужчина с насморком может рассчитывать на сочувствие, сострадание, стремление и умение облегчить и физическую и психологическую боль.
церковники пусть пояснят, греховно ли безучастие, отказать в помощи нуждающейся в ней, жестокость? нет? Понятно что религия есть воплощение лицемерия и деспотизма, но меня -наивную - все же не перестает удивлять, что сами женщины соглашаются с тем чтоб их наебывали, чтоб на них пахали и избы ими тушили, а они продолжают соглашаться "грешна батюшка", бессловесной скотиной мычать "грешна батюшка" а их тем временем доют и режут
Российские религиозные идеологи и попы нынче зомбируют население по целому спектру мировоззренческих вопросов, в том числе уравнивая понятия грех и аборт, тем самым осуществляя чисто шулерскую подтасовку: обнуляя опыт человека зачеркивая его замазывая религиозным штампом греха.
а ценковники конечно за драматизм, за "душещипательные" собрания, где опять по совдеповским лекалам населению предлагается оттачивать свою способность эмоционально воспринимать окружающий мир события и факты... где надо чтоб умели всплакнуть, где надо чтоб выкрикивали в энтузиазме нужные выражения, в других случаях, чтоб поджав хвост стучали зубами от страха, только чтоб не вдумали разум включать, рассудочность, рассудительность, рациональность - что может быть неуместней...
Только став осмысленным, осознанным собственный опыт, как свой уникальный путь проживания, проявления себя телесно в физическом мире и духовно в мире мыслимом, только действие честного осмысления может служить опорой в выборе следующих шагов.
Осмысленное в терминах своего опыта событие только тогда встраивается в собственную историю, когда оно не вычеркивается из жизни запачканное клеймом "грех", когда к событиям своего опыта подходят бережно, а не с единственным желанием забыть и не возвращаться к пережитому. Жизнь женщины не должна быть лоскутным одеялом из которого вырваны клочья: "тут выбросим из памяти", "этого выкинем, чтоб не вспоминать никогда", "это грязное, стыдно и рассказывать", "то пошлое, унизительное, нельзя к этому возвращаться" ... Ценность собственного опыта - наивысшая. И как буддисты говорят: "невозможно избежать боль, но страдания - не обязательны", те честно и ответственно проживать свой опыт, исправлять негодное, не участвовать в низости, и создавать прекрасное.