Одним из наиболее выдающихся произведений послевоенной сталинской неоклассики является ансамбль Привокзальной площади в Пушкине.
Первый вокзал Царского села, построенный в 1836-37 годах по проекту Г. Фоссати, был деревянным зданием в стиле английской готики:
Простоял он недолго, и его сменил новый вокзал, построенный в 1849-1852 годах по проекту К. Тона.
Этот вокзал находился уже на том самом месте, где находится и современная станция.
В 1902-1904 годах был построен третий вокзал по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша (они же являлись авторами Витебского вокзала в Петербурге)
В годы войны здание вокзала практически целиком было разрушено.
Новый вокзал был построен в 1948-1950 годах.
Его авторами стали архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке.
Вокзал рассматривался как своеобразный памятник к 150-летию со дня рождения "нашего всего", а потому был чрезвычайно богато оформлен.
Главное здание с боков декорировано медальонами с портретами выдающихся современников Пушкина (подбор персон, впрочем, несколько странный):
Автор скульптурного декора - скульптор М. Г. Манизер.
Вспомогательные павильоны по сторонам вокзала:
Соединяют павильоны аркады из пудостского камня (учитывая, что он довольно активно используется в сооружениях, расположенных в парках Пушкина, решение очень удачное):
Платформы:
Теперь заглянем в вокзал. Самое впечатляющее помещение - двусветный кассовый зал:
Зал ожидания:
В качестве декора потолков используются изображения сооружений парков города:
"Большой каскад":
Камеронова галерея:
Чесменская колонна:
Ворота "Любезным моим сослуживцам" и Орловские ворота:
Надпись чуть привирает (вокзал открыли 16 мая 1950-го года, а 150 лет Пушкину было в 1949-м):
В другом крыле находится ресторан:
К сожалению, при современном ремонте в интерьеры воткнули красно-черную плитку, которая совершенно не вписывается в общий вид (и куда только смотрит КГИОП).
Тем не менее, и этот зал смотрится очень стильно:
Один из коридоров вокзала:
Холл лестницы, ведущей в подземный переход к платформам:
Однако вокзал составляет только одну сторону площади. Другую составляют четыре жилих дома, создающих классическую трехлучевую композицию:
Дома эти заканчивали строить уже в 1961-м году, но к счастью достроили в соответствующем проекту виде.
А здесь уже в декор явно внесли изменения после 1957-го года, так как изображен здесь спутник:
У одного из домов дворовый фасад оштукатурен:
А здесь на отделку уже пожадничали:
Интересно, что здесь классический портик:
А здесь упрощенный пилонный вариант: