Петербург. Пристань Академии Художеств.

Feb 18, 2016 18:35

Один из самых известных памятников архитектуры - символов Петербурга, это, безусловно, пристань Академии Художеств, которую украшают два древнеегипетских сфинкса.


Первый проект этой пристани появился в рамках составленного инженером Е. А. Адамом проекта продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста.




Адам предложил устроить у Академии пристань, схожую со спуском к воде, расположенным у Кунсткамеры.


Это предложение было опротестовано архитектором К. А. Тоном.




Он доказывал, что спуску у Кунсткамеры «могут уподобляться некоторые пристани по Мойке, Екатерининскому каналу и Фонтанке, между тем как на Неве-реке противу здания Академии требуется пристань гораздо величественнее и приличнее к огромному Академическому зданию».


В 1831 году Тон разрабатывает проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе» (его утвердили 4 октября).
Сперва предполагалось, что пристань будет выступать по отношению к набережной, чтобы не прерывать линию тротуара. Однако работы в русле Невы были достаточно трудоемкими, и после консультации с П. П. Базеном Тон врезал пристань в массив набережной.




Главным украшением пристани должны были стать конные группы, сделанные по образцу парижских «Укротителей коней» скульптора Г. Кусту. Создать модели было поручено скульптору П. К. Клодту. Однако выяснилось, что отливка статуй будет стоить 425 тысяч рублей, что Академии Художеств было явно не по карману. В итоге, конные группы, созданные Клодтом, украсили не пристань Академии, а Аничков мост, а вместо коней на пристани установили пару «подержанных» сфинксов, удачно купленную в Египте.



История приобретения сфинксов достаточно интересна. Их обнаружила в процессе раскопок в Фивах экспедиция грека Яниса Атанази, работавшего на британского генерального консула Генри Солта. Одного из двух сфинксов на плоту привезли в Александрию, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. Здесь сфинкса увидел русский путешественник Андрей Николаевич Муравьев.


Он написал российскому посланнику в Константинополе графу Рибопьеру, сообщив ему о возможности купить в Египте за 100 000 франков, приложив к письму рисунок памятников. Рибопьер обратился к вице-канцлеру графу Нессельроде, а тот - к императору Николаю I. Николай I переадресовал письмо Совету Академии Художеств с запросом, «полезно ли будет сие приобретение»? Совет Академии во главе с А.Н. Олениным одобрил предложение о покупке сфинксов, после чего дал свое согласие и император.




Всю эту переписку по инстанциям сильно тормозил тот факт, что Николай I находился в это время в Пруссии, поэтому корреспонденция следовала за ним. В результате, сфинксов уже успела купить Франция. К счастью для нас, в июле 1830 года во Франции случилась революция, французы забыли про сфинксов, и за 64 тысячи рублей Россия перекупила статуи. Они прибыли в Петербург в мае 1832 года.






Узнав о закупке сфинксов, О. Монферран предложил свой проект пристани. В дополнение к сфинксам он предложил установить статую бога Озириса, однако его проект не прошел.






Работы по созданию пристани завершились в 1834 году.




Помимо сфинксов, пристань украшают бронзовые жирандоли, отлитые по эскизу Тона на Ижорских заводах мастером П. П. Геде.








Скамьи на пристани украшают фигуры грифонов.




Интересно, что еще в XIX-м веке они были утрачены и вновь их восстановили при реставрации пристани в 1958-1960 годах по проекту архитекторов И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и Г.Ф. Цыганкова.




В наши дни пристань играет в основном "декоративную" роль, но так было не всегда. Во времена ее строительства лодки активно использовались для переправы через Неву. Кстати, работа лодочниками была традиционным приработком натурщиков Академии Художеств.







Монферран О., Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Тон К. А.

Previous post Next post
Up