Доходный дом по адресу Литейный проспект, 46 выглядит с улицы довольно заурядным образчиком ранней эклектики. При первом взгляде на него думаешь, что внутри находится типичный унылый петербургский двор. Но человека, зашедшего во двор через тройную арку ворот, ждет сюрприз.
Первый дом на этом участке был построен для П. К. Хлебникова - чиновника военно-судебного ведомства и страстного библиофила (он и его потомки сформировали самую полную в России коллекцию газет и журналов XVIII века). В 1797-98 годах дом отошел в казну. Здесь размещался сперва Государственный вспомогательный банк, а с декабря 1801 г. - Юнкерский институт при Сенате (до 1805-го года). С 1804-го года здесь разместилась знаменитая Комиссия составления законов, которую возглавлял Сперанский. Именно в этом здании был составлен монументальный "Свод законов Российской Империи".
Нынешний свой вид лицевой корпус приобрел в 1865-м году после перестройки, которую провел его новый владелец, архитектор А. Х. Пель (он в 1859-м году обменял его у казны на соседний дом №44). Пель же пристроил два дворовых двухэтажных флигеля.
В 1905-м году дом приобрел Ф. фон Крузе. Он разделил участок на две части, и в дальней части двора по его заказу один из флигелей был перестроен в особняк.
Автором особняка был военный инженер И. Э. Муромцев.
От остальной части двора сад особняка отделяет ограда с гранитными столбами:
В 1908-м году и дом и особняк приобретает на имя своей жены нефтепромышленник П. О. Гукасов.
Забегая вперед, скажем несколько слов о послереволюционной судьбе особняка.
В 1918-м году здесь жила актриса, большевичка и гражданская жена Горького М. Ф. Андреева, бывшая в это время комиссаром театров и зрелищ Союза коммун Северной области.
Здесь же располагался Правбум - управление бумажными фабриками Северо-Запада.
Позже в особняке размещались Школа актёрского мастерства и Институт сценических искусств.
В 1931 году здесь была организована коммуна «парттысячников» (выдвиженцев из рабочей среды, направляемых во втузы). На первом этаже особняка разместилась общественая кухня, был также организован детский очаг.
В 1960-1970-е годы это место стало популярно в среде питерского андеграунда, благо знаменитый "Сайгон" находился неподалеку отсюда.
Этот садик стал известен сразу под несколькими названиями: «Сен-Жермен», «Пале-Руайаль», «Бельведер».
Но вернемся к истории дома. По заказу нового владельца архитектор А. С. Хренов в 1908-1912 годах провел перестройку дома. Уличный фасад лицевого корпуса перестройка практически не затронула, за ислючением центральной части, где появилась тройная арка ворот с богатым декором:
А вот два боковых флигеля выросли в пятиэтажные жилые дома:
Хренов оформил их богатым декором в ренессансном духе.
Маскароны:
Декор, к сожалению, сохранился довольно плохо:
Заглянем в один из подъездов:
Но наиболее интересным получился дворовый фасад лицевого корпуса:
Для того, чтобы он согласовывался с остальным ансамблем, архитектор также окрасил его в серый цвет, украсил рустом, пилястрами и балконами:
Но самой необычной частью композиции стали три майоликовых медальона в стиле ренессансной керамики. В центре - Афина Паллада:
Справа - кондотьер Коллеони:
А слева - Лоренцо Медичи:
Во дворе был разбит сад. От него сохранились невысокая ограда и ваза:
А напротив входа сохранился старый фонарный столб:
На основании столба еще видно клеймо знаменитого завода Сан-Галли:
Внутри столба - остатки механизма подъема и спуска фонаря: