Сегодня я съездил на отличную экскурсию в электродепо "Автово" - первое депо питерского метро. А потому предлагаю всем "мысленно присоединиться" к ней.
На заднем плане виднеется въезд в туннели метро.
Здесь, кстати, снимали одну из сцен "Шерлок Холмс. XX век начинается" (правда с тех пор портал утратил большую часть своего декора):
Светофор с системой аварийного торможения (она на переднем плане):
А вот и сами ангары депо:
Контактный рельс (честно говоря, я был несколько удивлен, узнав, что поезда метро касаются рельса снизу, а не сверху):
Платформы:
Вдали виднеется эффектное главное здание депо:
Цепочка ангаров примыкает к нему (можно пройти ангарами прямо в главное здание (что мы и сделали во время экскурсии).
Участок аварийных бригад:
Уникальный "белый слон" восстановительный поезд (существует в одном экземпляре):
Уникальным он оказался потому, что в него напихали слишком много всего. В результате он стал слишком тяжелым и практически не способен далеко ехать самостоятельно. Так что на аварию он выезжал всего лишь один раз (тогда авария была неподалеку - в районе "Балтийской", так что он смог доехать)
Желтый вагон рядом с ним имеет весьма богатую историю:
Такие вагоны когда-то ходили в берлинском метро. Но после войны СССР забрал их себе (интересно, что вагоны своим ходом шли до нашей границы, а уже там их перегрузили на платформы) и они работали в Москве.
Часть из них переделали в электровозы, и именно в таком качестве шесть таких вагонов попали уже в ленинградское метро.
Этот вагон сейчас реконструировали обратно и привели практически к исходному виду, за исключением одной ошибки.
Лезем внутрь:
А вот и ошибка (у немцев были не просто дощечки, а застекленные окошки):
Открывать двери приходилось вручную (машинист только снимал с них блокировку):
В кабине:
Токосниматель:
Ремонтная дрезина:
А вот мы уже в депо, где ночуют обычные поезда:
Наш экскурсовод демонстрирует, как подключается питание в депо:
Токоподающий рельс здесь не внизу, как в тоннелях, а под потолком:
От него ведет кабель, кончающийся "мамой":
Ее надевают на "папу":
Сверху надевают защитный кожух:
Вуаля:
Слева выступ системы автоматического управления поездом. Кольцо в центре - как раз механизм аварийного торможения на светофоре (если поезд не остановился сам, выступ системы цепляется это кольцо, включая тормоза):
Движемся дальше:
Взгляд в кабину:
Моя супруга в роли машиниста:
Еще одна кабина, постарше:
Замок автосцепки:
А вот механизм ее расцепления:
Вагон нового типа ("аквариум" или "пришелец"):
"Губернаторский вагон". Его сделали к открытию станции "Чкаловская" из обычного вагона, разукрасив молдингами:
Аркада:
Аккумуляторные электровозы:
Мойка:
Ремонтный участок (он как раз находится в главном здании). С вагона уже сняли одну из тележек:
А вот и она:
А эту тележку уже начали разбирать на части:
А вот и фасад главного корпуса:
Использование башен сразу вызывает в памяти
классический проект Ивана Фомина для Московского вокзала (только у него было три щипца, а здесь один).
Что интересно, башни не идентичны. На левой обычные окна и обходная галерея:
На правой - окна итальянские, а вместо галереи - машикули:
А вот портики, пристроенные к башням - явно лишние. ;-)
Котельная (?):
А вот уже из депо выходит поезд, который увезет нас отсюда: