Этот люк я встретил на Итальянской улице:
Судя по надписи на нем, он относится к концу 20-х годов, когда проводились первые шаги по теплофикации города. ГЭС №3 ("Г" здесь значит не "гидро-" а "городская") в связи с вводом в строй
новой электростанции в Уткиной заводи подлежала закрытию. Однако, по инициативе главного инженера этой станции Л. Л. Гинтера и профессора В. В. Дмитриева было решено переоборудовать ее в теплоэлектроцентраль для теплофикации центрального района города.
Первый эксперимент по теплофикации был проведен в 1924-25-м годах, когда центральным отоплением были оборудованы дом по адресу наб. реки Фонтанки, 96., бани в Большом Казачьем переулке и бывшая Обуховская больница. Летом 1927 года были проложены «Рузовская» и «Театральная» магистрали тепловых сетей с присоединением к ним зданий Госбанка, Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, театра им. А. С. Пушкина, домов на улице Зодчего Росси и других потребителей. А в ноябре 1928 года к тепловым сетям ГЭС № 3 было подключено здание бывших Павловских казарм на Марсовом поле. Судя по местоположению встреченного мной люка, он принадлежал именно к этой магистрали.
Я уже выкладывал
люк технической конторы, принадлежавшей известному авиаконструктору Стеглау. А недавно, во дворе
доходного дома Смоленского кладбища я встретил еще один люк этой фирмы, на этот раз от дождевой канализации:
Там же я встретил еще один люк дождевой канализации, с мальтийским крестом:
Люк завода
Новь в Боровичах я уже также выкладывал. Но там клеймо было полустертым, а вот на днях во дворе дома на Владимирском проспекте я встретил люк этого завода с полностью сохранившимся клеймом: