Добраться до старообрядческого Громовского кладбища (Ташкентская ул., 8) довольно сложно. Расположено оно в промзоне между линиями Балтийской и Варшавской железных дорог. Общественный транспорт к нему не идет, так что самый простой и короткий путь к нему - пешком от Московских ворот по Ташкентской улице. Тем не менее, само кладбище стоит того, чтобы этот путь пройти. Предлагаю совершить по нему небольшую виртуальную экскурсию. Чтобы отснять это это кладбище, я посетил его дважды, так что вы сможете увидеть, как оно выглядит осенью и в разгар зимы.
Кладбище ведет свою историю с 1835 года, когда "по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина" было отведено одиннадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре квадратные сажени земли для кладбища.
Кладбище носит название Громовское в честь купцов-миллионеров братьев Сергея и Федула Громовых.
Выходцы из подмосковного старообрядческого села Гуслицы, они были лидерами петербургской общины старообрядцев-поповцев.
Именно они (вместе с московским купцом Федором Рахмановым) задумали и финансировали церковно-дипломатическую миссию Петра Великодворского (в монашестве Павла Белокриницкого) по отысканию за границей православного епископа, который согласился бы перейти в старообрядчество и положить начало старообрядческой священнической иерархии. Результатом этой миссии стало основание Белокриницкого согласия - ныне самого крупного объединения староверов-поповцев.
В 1844-м году, после закрытия старообрядческой моленной в доме купца 1-й гильдии В. Ф. Королева, руководители старообрядцев обратились с ходатайством об открытии нового молитвенного дома на Громовском кладбище. Они просили "о дозволении построить молитвенный дом, взамен уничтоженной моленной в доме Королёва, на их кладбище как единственном месте, где они уже имеют некоторую оседлость, и о перенесении в новую моленную святых икон, книг и церковной утвари".
Прошение рассматривал чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел И. П. Липранди (
более всего известный своей ролью в деле петрашевцев). Он поддержал прошение и рекомендовал отнестись к этой просьбе с "гуманностью и терпимостью", поэтому разрешение было дано. В том же 1844-м году на кладбище была освящена деревянная Успенская церковь на 150 молящихся. В 1878-м году церковь была расширена двумя приделами, в 1906-м году украшена звонницей.
В 1912-м году на кладбище началось строительство каменного двухэтажного храма Покрова Пресвятой Богородицы на 2000 человек. Автором проекта был московский архитектор-старообрядец Н. Г. Мартьянов.
Уже 16 ноября 1914 года состоялось освящение придела апостола Иакова, размещенного под шатровой колокольней, а 4 января 1915 года освятили главный придел. Боковые приделы так и остались неосвященными, также как и нижний храм, который, как выяснилось, временами заливало водой.
Советская власть не пощадила эти храмы. В 1922-м году была закрыта Успенская церковь, а в 1932-м году - Покровская (несмотря на заступничество общества "Старый Петербург"). Сейчас на месте Успенской церкви стоит большой деревянный крест:
Само кладбище было закрыто в 1939-м году.
Оно лишилось части территории, так что бывшие ворота кладбища сейчас ведут в промзону.
Впрочем, стоит отметить, что этому кладбищу повезло куда больше, чем соседнему Митрофаньевскому, от которого не сохранилось ничего.
Одно из семейных захоронений. Жена:
Фантастическое существо - "добрая теща":
Детская могила напоминает о том, что в те годы детская смертность была чрезвычайно велика:
Еще одно семейное захоронение:
Купец 2-й гильдии Сальников
и его дети, умершие в младенчестве:
И вновь детская могила:
Захоронение семейства Головиных:
Несмотря на то, что в 1939-м году кладбище было закрыто, на нем есть отдельные захоронения времен Великой Отечественной войны:
Сейчас на кладбище вновь начались захоронения. Когда я посещал кладбище, там работали рабочие, приводившие в порядок дорожки.
И напоследок, рекламный плакат, который я встретил рядом с кладбищем (стрелка на плакате указывает точно в сторону кладбища):