Царское село. Монументальная пропаганда.

Aug 26, 2007 00:44


Как известно, при Екатерине II Царское село было главной летней резиденцией императрицы. А одной из главных целей императорских резиденций всегда была пропаганда могущества страны. И наилучшим образом этому служили памятники одержанным победам. Сейчас они воспринимаются как садово-парковые украшения, но ставились они «по горячим следам» событий.

В 1768-1774 годах Россия вела очередную Русско-Турецкую войну. До окончания войны было еще далеко, не наступил еще даже решающий перелом, но уже в 1771-м году строятся два памятника.
Первым из них стала Морейская колонна, поставленная через год после побед русского десанта в Морее (по-видимому, по проекту архитектора Ринальди).
 
 
Колонна увенчана рострами в знак того, что победа была достигнута при участии флота:

 
На пъедестале колонны закреплена бронзовая доска с надписью: 



Она гласит: "1770 года, Февраля 17 дня, Граф Феодор Орлов с двумя Российскими военными кораблями приплыл к полуострову Морее в Средиземном море у порта Витуло, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам к Модону по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со Спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту; капитан же Князь Долгорукий со Спартанским западным легионом покорил Каламату, Леоктари и Аркадию: крепость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войск Российских было числом шестьсот человек; кои не спрашивали многочислен ли неприятель, но где он; в плен Турков взято шесть тысяч". 
Нельзя сказать, что это такой уж крупный успех (о чем говорит хотя бы численность войск, задействованных с обеих сторон). Но памятник делает из этого крупную победу, тем более, что в надписи успешно обыгрывается название легионов - «Спартанские». Используется известная фраза о том, что спартанцы не спрашивают, многочислен ли неприятель, но где он. Да и численность русских войск - "шестьсот" вызывает в памяти другое число - триста спартанцев.

В это самое время в моду входят руины. Там, где настоящих руин нет, в праках строят искусственные. Не обошла эта мода и Россию. И Ю.Фельтен в том же 1771-м году строит «Башню-руину»:

  

 
 

 
 
Казалось бы, никакой политики. Но что за надпись на замковом камне свода?

 
Вот она: "На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году". Так что это не просто какая-то абстрактная руина, это руина турецкой крепости (а может быть и всей Оттоманской империи).
Установка памятников продолжается и в следующем, 1772-м году, благо теперь для этого есть серьезный повод. 21 июля 1770 года русские войска под предводительством Румянцева одерживают победу над турками на реке Кагул. И в честь этого события А. Ринальди ставит недалеко от дворца Кагульский обелиск: 

 
Бронзовая доска на нем имеет надпись:

 
"В память победы при реке Кагул в Молдавии июля 21 дня 1770 года предводительством генерала графа Петра Румянцева Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство турскаго визиря Галил-бея с силою полторасто тысячною".
Любопытно, что на самом деле численность русских войск была (по разным данным) от 32 до 38 тысяч человек (да и турок вряд ли было  150 тысяч, разве что с учетом обозников и т.п.)

И наконец, в 1774 году тот же самый Ринальди ставит посреди Большого пруда самый эффектный памятник в честь побед русского оружия - Чесменскую колонну:

 
 
Впрочем, повод для этого - вполне подходящий. Чесменское сражение - это первая победа русского флота в правильной линейной баталии (да еще и над превосходящими силами противника, пусть это и были турки, а золотой век турецкого флота уже давно миновал). 
Колонна, как и положено для морских побед - украшена рострами, а наверху ее расположена фигура орла, терзающего полумесяц: 

 
 
Пъедестал колонны украшен надписью: 

 
"В память морских побед одержанных в Архипелаге. 
ПЕРВАЯ между Азиею и островом Хиос 24 июня 1770 года предводительством генерала графа Алексея Орлова и адмирала Григория Спиридова десять российских военных кораблей и семь фрегатов разбили и обратили в бегство турецкого капитан-пашу Жефир-бея с шестнадцатью линейными кораблями, фрегатов, галер, бригантин и мелких судов было более ста.
ВТОРАЯ тогоже июня 26 числа сожжен весь сей флот в Чесменском порте контр-адмиралом Грейгом отряженного эскадрою победительного флота.
ТРЕТЬЯ ноября от 2 до 4 1771 года в присутствии российских в Средиземном море войск вождя генерала графа Орлова по высажении войск на остров Митилину, по обращении в бегство неприятеля, по овладении предместьем, адмиралтейством и окрестными местами, сожжен был остаток морских сил Турецких. Два линейные корабля семидесяти пушечные, хранилища разных припасов и снастей морских".
Характерно, что здесь не упоминается тот факт, что сожженные линейные корабли не были достроены и были сожжены прямо на верфях. 
Кроме того, пъедестал украшен рельефами с изображением всех трех побед: 

 
 
 
К сожалению, это не подлинные рельефы, а их копии. Подлинные рельефы были сняты фашистами и отправлены в переплавку. От них сохранился только фрагмент одной из плит (плита сорвалась и ее кусок остался на дне), который теперь лежит на берегу Большого пруда: 
  
 

Дореволюционная архитектура, Война, Петербург, Ринальди А., История, Фельтен Ю. М., Царское село, Памятники гор.скульптура мем.доски

Previous post Next post
Up