На северном берегу Каменного острова стоит железобетонный навес. Несмотря на то, что он выглядит довольно потрепаным временем, он по прежнему привлекает внимание изяществом форм. Это - один из артефактов, оставшихся от Международной строительно-художественной выставки 1908 года, которая сыграла важную роль в истории русской архитектуры.
Идея организации такой выставки появилась еще в 1904-м году. Выставку предполагалось провести в 1906 году в Михайловском манеже. Был проведен конкурс на лучший проект планировки и декорирования помещения, в котором победил М. М. Перетяткович. Однако из-за событий революции 1905-го года выставку пришлось отложить до 1908 года.
Для проведения выставки были арендованы участки по обоим берегам Большой Невки - со стороны Новой Деревни
и на Каменном острове
Главным архитектором выставки был гражданский инженер А. А. Алексеев, художественным оформлением руководил А. Н. Бенуа. Помимо российских фирм в выставке принимали участие предприятия из Австрии, Англии, Германии, Дании, США, Франции, Швеции, Польши, Финляндии. Большая часть павильонов была выдержана (согласно решению выставочного комитета) в стиле петровской эпохи.
Кроме экспозиционных зданий были построены театр, музыкальная эстрада, ресторан, буфеты, 350-метровая деревянная набережная с различными аттракционами, сорокаметровая кирпичная труба с аттракционом "Веселый желоб" и площадкой обозрения наверху и концертный зал на 1500 мест, в котором проходили концерты симфонического оркестра под управлением А. К. Глазунова.
К несчастью, подавляющая часть построек выставки не дошла до нашего времени и сохранилась только на фотографиях.
Так выглядел вход на выставку со стороны Новой Деревни (архитектор А. А. Алексеев, художники Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст и скульптор А. Т. Матвеев):
Общий павильон в Новой Деревне (архитектор А. А. Алексеев):
Павильон Санкт-Петербурга в Новой Деревне (архитектор А. А. Алексеев):
Павильон Министерства торговли и промышленности на Каменном острове (архитектор А. А. Бенардацци):
Павильон Министерства Императорского Двора:
Он был разработан архитекторами Л. Н. Бенуа
и Н. Е. Лансере:
Павильон механической лаборатории Института нженеров путей сообщения в Новой Деревне:
Павильон шведской строительной фирмы "А. Б. Эллерс" (архитектор К. И. Розенштейн) был построен из выпускаемой фирмой продукции:
Павильон Финляндии в Новой Деревне:
Павильон Китайской военной железной дороги:
Ресторан на Каменном острове:
Проекты нескольких павильонов разработал архитектор Л. А. Ильин. Павильон художественно-строительно-слесарного завода К. Винклера в Новой Деревне:
Павильон изделий завода наследников графа П. П. Шувалова в Новой Деревне:
Павильон строительной фирмы "Бодо Эгесторф", построенный из железобетонных изделий предприятия (на выставке он занял второе место с присуждением малой золотой медали в разделе "Стройматериалы):
Этот павильон стал единственным, сохранившимся до наших дней. Вот как он выглядит сейчас:
Зрелище довольно унылое - крыша вместо черепицы покрыта железом, одно из овальных окон заложено целиком, а другое наполовину (и в придачу лишилось наличника) :
От декора осталась только малая часть:
Экспонатом выставки был и железобетонный станционный навес, с которого начался пост:
Построен он был товариществом "Железобетон", которое представляло на выставке множество экспонатов, построенных из этого материала (включая железобетонную лодку).
Автором проекта был инженер Г. А. Гиршсон.
Навес произвел фурор на выставке, хотя жюри и недооценило его, присудив лишь четвертое место и малую серебряную медаль.
По всей вероятности, экспонатами выставки являлись и два железобетонных моста через Малый канал, построенных по системе французского инженера Р. Майара:
Построены они либо тем же товариществом "Железобетон", либо фирмой "Вайс и Фрейтаг".
Длина одного из мостов составляет 7,3 метра:
Длина второго - 15,3 метра:
Оба мостика украшают изящные перила одинакового рисунка: