Среди мостов Петербурга выделяется своей бурной историей Египетский мост, пересекающий Фонтанку по трассе Лермонтовского проспекта. Вот как выглядит он и его "предок" - Египетский цепной мост:
Вскоре после завершения работ по созданию
Пантелеймоновского цепного моста, его создатели - Треттер и Христианович приступили к проектированию Египетского цепного моста.
Точная дата начала проектирования неизвестна, но по всей вероятности, работы начались в 1824 году (во всяком случае Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский 6 февраля 1825 года в очередной раз напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования). 17 апреля 1825 года Треттер представил ему чертежи и пояснительную записку цепного моста в двух вариантах, различающихся по стоимости (148 500 и 158 500 рублей). По требованию герцога Вюртембергского Треттер переработал проект в сторону дальнейшего удешевления моста. В связи с этим мост пришлось сделать не косым (учитывающим направление улиц), а перпендикулярным к набережной.
Проект моста рассматривался в Комиссии проектов и смет ГУПС и ПЗ 4 июня 1825 года. С 9 по 25 августа 1825 года забивали сваи под основания береговых устоев.
Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Для облицовки использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок.
Каменные работы были завершены в начале ноября 1825 года, поэтому монтаж самого моста был перенесен на следующий, 1826 год.
Чертежи лесов для монтажа цепей и пилонов:
Торжественное открытие моста состоялось 25 августа 1826 года. Еще за месяц до этого события был специально разработан церемониал открытия. И в восемь часов пополудни движение по мосту началось.
В принципе, по конструкции мост не слишком отличался от Пантелеймоновского моста. Тем не менее, Треттер и Христианович внесли определенные изменения в проект с целью уменьшить раскачивание конструкции. Вместо пяти рядов цепей новый мост имел только три ряда с устройством тротуаров на консолях за пределами крайних цепей. Цепи были расположены так, что едва касались середины настила, а под опорами цепей были расположены подвижные тележки. Впрочем, все эти усовершенствования так и не дали желаемого результата, а вот меньшее количество цепей, возможно, сыграло свою отрицательную роль в судьбе моста.
Мост был пышно декорирован в стиле Древнего Египта.
Для увеличения сходства с древнеегипетскими храмами у въездов на мост установили четырех сфинксов, отлитых на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова.
Египетский мост успешно служил на протяжении 79 лет. В 1876, 1887, 1894 и 1900 годах он ремонтировался.
Конец его службе наступил 20 января 1905 года, когда он неожиданно обрушился в реку. По свидетельствам очевидцев в этот момент по мосту в одном направлении проходил эскадрон гвардейской кавалерии, а в противоположном - 11 саней.
Вот как писала об этом событии газета "Новости дня":
"
Сегодня в12 1/2 час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противуположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние-же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лед и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои ив лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>"
Причина катастрофы так до конца и не была установлена. Традиционно популярная версия разрушения моста из-за возникновения резонанса, не имеет под собой никаких оснований (особенно если учесть, что по мосту шла не пехота, а конница, которая "в ногу" не ходит). Комиссия Городской думы предположила, что виной катастрофы была раковина в металле одного из звеньев цепи, однако в кованых ("сваренных") полосах и брусках, из которых были сделаны цепи, такое явление случается крайне редко. В наши дни высказывается предположение, что мост погиб из-за явления
хладноломкости. Так что неудивительно, что появилась городская легенда о гибели моста. В соответствии с ней, в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище «Египетская». Женщина эта по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона. Однажды, посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: "Что б вам, военным, провалиться!", что, собственно, в следующий момент и произошло.
Взамен обрушившегося моста, напротив переулка Макаренко был построен временный деревянный семипролетный мост. Однако, как всем известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и мосту этому пришлось прослужить до 1956 года.
Модель Египетского моста в масштабе 1:56. 1830-е годы:
К вопросу о возведении постоянного Египетского моста в первый раз вернулись в 1913 году. Комиссия в составе Л. Н. Бенуа, М. П. Боткина и И. И. Кетова, рассмотрев проекты моста, представленные в Академию художеств, одобрила проект М. С. Лялевича. Однако, Первая Мировая война, и последовавшие за ней революции и Гражданская война не позволили реализовать проект.
Вновь к этому вопросу вернулись в 1928 году, когда временный мост пришел в ветхость. В 1928-1930 годах было представлено семь вариантов проекта, которые так и не были реализованы. Позднее, уже после Великой Отечественной войны проектирование продолжилось. Два проекта было представлено в 1949 году, три - в 1954, два - в 1955.
Наконец, из всех проектов был принят вариант, разработанный в Ленгипроинжпроекте архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым. В 1955 году мост был построен и 30 декабря 1955 года Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию.
Построенный мост получил то же самое название, и также был декорирован в египетском стиле.
Перед въездами на мост вновь расположились сфинксы - единственная сохранившаяся часть прежнего, цепного Египетского моста.
P. S. Интересующихся историей и архитектурой Петербурга я приглашаю на экскурсию по окрестностям станций метро "Выборгская" и "Лесная", которая состоится 6 сентября 2009 года. Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/282590.html