Питерский календарь. 18 мая.

May 17, 2009 22:48

В этот день, 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года русские солдаты, возглавляемые Петром I и Меньшиковым, захватили шведские корабли - бот "Гедан"

 
и шняву "Астрильд"

 
 
2 мая, на следующий день после взятия русскими войсками Ниеншанца, наблюдатели доложили царю, что в Финском заливе замечена шведская эскадра. 5 мая шнява и большой бот встали на якорь в устье Невы. 
Вот как описаны дальнейшие события в "Журнале или Поденной записке Блаженной и Вечнодостойной памяти государя императора Петра Великого с 1698 года, даже до заключения Нейштадтского мира":
"Капитан от бомбардиров и Порутчик Меншиков (понеже иных на море знающих никого не было), в 30 лодках от обоих полков Гвардии, которые того ж вечера на устье прибыли и скрылись за островом, что лежит противу деревни Калинкиной к морю.
А 7 числа пред светом половина лодок поплыла тихою греблею возле Васильевского острова под стеною оного леса и заехали в оных от моря; а другая половина с верху 23 на них пустилась.
Тогда неприятель тотчас стал на парусах и вступил в бой, пробиваясь назад к своей эскадре (также и на море стоящая эскадра стала на парусах же для выручки оных), но узкости ради, глубины не могли скоро отойти лавирами; и хотя неприятель жестоко стрелял из пушек по нашим, однако ж наши, несмотря на то, с одной мушкетною стрельбою и гранаты (понеже пушек не было) оные оба судна абордировали и взяли.


А Майя 8 о полудни привели в лагерь к Фельдмаршалу оные взятые суда, бот Адмиралтейский, именованный Гедан, на оном 10 пушек 3-фунтовых, да Шнява Астрель, на которой было 14 пушек."
Как писал позднее Петр: "«Понеже неприятели пардон зело поздно закричали, того для солдат унять трудно было, которые, ворвався, едва не всех покололи; только осталось 13 живых. Смею и то писать, что истинно с восемь лодок только в самом деле было. И сею никогда бываемою викториею вашу милость поздравляя, пребываю». 


Царь с удовольствием отмечал: "Хоть и недостойны, однако ж от господ фельдмаршала и адмирала мы с господином поручиком [т.е. Меньшиковым] учинены кавалерами Святого Андрея".
Победа была хоть и невелика по масштабу, но являлась одной из первых побед на море (к тому же одержана она была при личном участии Петра I), поэтому в честь нее выбили медаль с надписью "Небываемое бывает":



Возможно, воспоминания об этой победе сыграли не последнюю роль, когда Петр I в 1711 году заложил здесь дворец для своей супруги Екатерины I, получивший название Екатерингоф.

 
У дворца был устроен канал с гаванью и разбит небольшой парк, разбитым садовым мастером Денисом Брокетом.
В конце 1710-х гг. близ Екатерингофа построены усадьбы Анненгоф и Елизаветгоф для дочерей Петра I, но позднее слились с Екатерингофом.
При императрице Анне Иоанновне в 1737-38 в Екатерингофе началось устройство "Охотничьего парка" и "Зверинца", но после ее кончины работы прекращены. В 1747-49 дворец в Екатерингофе значительно расширен за счет пристройки двух флигелей - частей перенесенного из Летнего сада деревянного дворца императрицы Анны Иоанновны (в 1779 флигели были разобраны и дворцу возвращен облик начала 18 века).
В 1800 году император Павел I подарил Екатерингоф своей фаворитке княгине Гагариной. А в 1804-м году "Комитет для уравнения городских повинностей", призванный заниматься благоустройством города представил доклад с предложением превратить Екатерингоф в парк для народных гуляний. Предложение было утверждено, но окончательно этот вопрос был решен позднее. По инициативе петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича к старому парку присоединили обширную территорию, доходившую почти до Петергофской дороги (ныне проспект Стачек). Руководить обустройством парка поручили Огюсту Монферрану. Проект его получил одобрение в 1823 году и к весне 1824 года в парке возвели здание фермы, несколько беседок и павильонов, провели работы по обновлению деревянного петровского дворца.
В парке были построены Вокзал

 
Львиный павильон (внутри размещалась кондитерская)

 
Китайский павильон

 
Кофейный домик или Русский павильон.

 
Тогда же, в 1823-м году через один из протоков в парке был сооружен по проекту архитектора П. П. Базена
первый в нашем городе цепной мост (длина пролета 15,25 м).

 
29 марта 1826 года вышел указ, предписывавший "Екатерингоф со всеми тамошними устроениями передать в городское ведомство, за исключением дворца, оставленного в ведении гофинтендантской конторы". С этого момента Екатерингоф стал первым общественным парком столицы. Ежегодно 1 мая здесь устраивались знаменитые Екатерингофские гуляния. 
Однако, к концу 1850-х годов павильоны стали постепенно разрушаться. В 1866-1867 годах были снесены ветхие ферма и оранжереи, а в 1876 году продали на снос здание вокзала. К началу XX-го века в парке сохранилась только одна беседка в мавританском стиле (но и она не дошла до наших дней). Пропал и цепной мостик (его устои сохранялись до 1955 года).
Окрестности парка постепенно превращалась из дачной местности в рабочую окраину, что также не способствовало его процветанию. С 1870-х годов на части территории парка был сооружен ряд промышленных предприятий (в том числе Екатерингофская бумагопрядильная мануфактура). "Чистая" публика уже не стремилась туда, зато рабочие стали устраивать здесь свои маевки.
После Февральской революции в Екатерингофском дворце размещались молодежный рабочий клуб Нарвско-Петергофского района и местная организация Социалистического союза рабочей молодежи. Но в 1924-м году сгорел и Екатерингофский дворец.
От убранства парка сохранился только Молвинский столп - колонна, одиноко стоящая у Молвинского моста на Лифляндской улице:

 
По всей вероятности, он должен был завершать главную аллею парка, чтобы проезжие экипажи не нарушая порядка движения совершали здесь поворот.

 
Некоторое улучшение в судьбе парка наступило после войны, когда парк переименовали в "Парк имени 30-летия ВЛКСМ" и заново благоустроили.
Главный вход украшают гранитные вазы на постаментах:

 
 
А в 1956-м году здесь установили памятник молодогвардейцам (копию памятника, стоящего в Краснодоне):

 

Его авторы - скульпторы В. И. Агибалов, В. И. Мухин, В. Х. Федченко и архитектор В. Д. Кирхоглани.


 

У пруда поставлена симпатичная беседка: 

 
 
В дальней части парка, находящейся за Лифляндской улицей, через каналы перекинуты изящные мостики:

 
 

 
 
А у берега стоит табличка, которая гласит, что взятие шведских кораблей произошло именно на этом самом месте (у меня, правда, есть серьезные сомнения, что случилось это в точности здесь, но постараемся принять это на веру):

 
Рядом с табличкой - пристань, чтобы если шведы приплывут снова, брать их на абордаж можно было с некоторыми удобствами:

 
С пристани открывается симпатичный вид на Гутуевский остров и церковь Богоявления Господня:

 

Дореволюционная архитектура, Война, Кирхоглани В. Д., Петербург, Советская архитектура, Монферран О., Базен П. П., История, Памятники гор.скульптура мем.доски

Previous post Next post
Up