Если идти по четной стороне Загородного проспекта от метро "Технологический институт", на углу подольской улицы путь перекрывает увенчанный небольшой башенкой дом горчичного цвета. Это -доходный дом Латышской церкви (Загородный пр., 64/ Подольская ул., 2).
Участок этот принадлежал Латышской лютеранской церкви Христа Спасителя (она находилась на Верейской улице, но до нашего времени не сохранилась).
В 1881-1882 году при кирхе строится Сиротский дом с училищем (Подольская ул., 2, правый корпус).
Строил здание известный архитектор второй половины XIX-го века, один из основателей "кирпичного стиля" В. А. Шретер.
Мемориальные доски на этом доме напоминают нам о том, что здесь родился знаменитый композитор Дмитрий Шостакович
а в советское время, в располагающейся здесь школе училась Лариса Попугаева - первооткрыватель алмазных месторождений нашей страны.
В 1910-м году другой известный архитектор, А. Ф. Бубырь, надстраивает здание училища шестым и мансардным этажами.
Одновременно, в апреле 1910 года, по поручению церковного совета Бубырь обращается в городскую управу с просьбой разрешить строительство шестиэтажного доходного дома. Дом должен был стоять не в линию с другими домами, а впереди, занимая палисадник.
Согласно давней традиции, палисадники перед домами на четной стороне Загородного проспекта не застраивались. Опасаясь, что новое здание может "закупорить такую живую улицу", городские власти препятствовали его сооружению. Одновременно они пытались выкупить землю у церкви и составили план урегулирования (расширения) проспекта, высочайше утвержденный в июле 1911 года.
Тем не менее, идти против частной собственности власти не могли, и проект дома волей-неволей был утвержден. Весной 1911 года начались подготовительные работы, а к исходу строительного сезона здание было вчерне готово. Окончательно его завершили в 1912-м году.
Строгие лаконичные фасады дома с массивными эркерами имеют ясную конструктивную структуру.
Угловая часть дома срезана в двух параллельных плоскостях, образующих уступ над третьим этажом и увенчана небольшой пирамидальной башенкой.
В противоположную сторону открыт высокий, почти глухой торец, лишь по центральной оси прорезанный узкими тройными окошками и завершенный гигантским щипцом.
Архитектор добивается прочной спаянности всех звеньев композиции.
На фасаде, выходящем на Загородный проспект, в единую группу соединены большой эркер, балкон и малый фонарик, сбалансированные плоским прямоугольным выступом с окном.
Основные композиционно-стилевые приемы заимствованы Бубырем у финского национального романтизма, но у Бубыря они получили свежую трактовку с уклоном к строгой рациональности. Сквозь характерные признаки модерна здесь явственно проступают черты протофункционализма.
Не менее интересно выглядит здание и со двора. Вот так выглядит задний фасад корпуса, построенного Шретером:
А вот это - корпус построенный Бубырем.
Особо эффектны башнеподобные ризалиты лестничных клеток с завершением из красного кирпича.
Построенный в советское время пост ПВО также пошел зданию на пользу, подчеркнув центральную башню