Откровенно говоря, я не планировал писать сейчас о памятнике Ленину у Финляндского вокзала. Но поскольку памятник этот стал жертвой вандалов, самое время рассказать его историю и напомнить о том, что это один из лучших памятников Петербурга, часть его истории и один из символов города.
Централизованная кампания по возведению памятников Ленину началось вскоре после его смерти в 1924-м году. В Ленинграде была образована Губернская комиссия по увековечению памяти В. И. Ленина, которая летом 1925 года поручила Ленинградскому обществу архитекторов совместно с Обществом архитекторов-художников объявить Всесоюзный конкурс на проект памятника. Памятник было предложено посвятить приезду Ленина в Петроград 3 апреля 1917 года и его выступлению у Финляндского вокзала с броневика. Соответственно, установлен он должен был быть на том самом месте, где стоял броневик.
Для организации конкурса был избран совет жюри (в него входили В. В. Лишев, Р. Р. Бах, А. Ф. Васютинский, В. С. Карпович, А. А. Грубе, П. С. Наумов и А. А. Оль) и назначена конкурсная комиссия (Г. К. Космачевский, Г. Е. Самусьев, И. Я. Гинцбург, А. А. Грубе, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере, И. А. Фомин, В. А. Щуко).
Работы на конкурс выдвигались под девизами. Одновременно с открытым конкурсом наиболее видные архитекторы и скульпторы - Фомин, Лансере, Манизер, Щуко, Гельфрейх, Руднев, Белогруд, Троцкий получили специальное приглашение представить свои проекты вне конкурса.
В залах Академии Художеств открылась выставка проектов, на которой было представлено около шестидесяти работ. По ехидному замечанию критика С. Исакова, выставка представляла собой борьбу "обелиска" с "броневиком".
Первое место на конкурсе занял проект Иосифа Лангбарда, явно относящийся к категории "броневиков":
К той же категории относился и проект Николая Лансере:
А Ной Троцкий представил два варианта проекта, сразу в обеих категориях.
К категории "броневиков" относился и проект архитекторов Щуко, Гельфрейха и скульптора Евсеева, который обратил на себя особое внимание жюри. На сложном постаменте располагалось натуралистическое изображение броневика с фигурой В. И. Ленина. По уступам постамента располагались цепочкой фигуры рабочих, движение которых подчеркивало динамику композиции.
Ни одна из работ, представленных на выставке, не была рекомендована к воплощению в натуре. Предполагалось, что будет проведен второй тур конкурса, но вместо этого право на создание памятника было передано группе, возглавляемой Щуко.
В ходе дальнейшей работы проект памятника был сильно изменен. Авторы проекта пошли по пути упрощения композиции и усиления образности.
Динамичный пьедестал скомпонован из крупных, скошенных вперед, блоков полированного лабрадора. От броневика осталась только условно обозначенная башня. Памятник венчает фигура Ленина, решенная в реалистическом плане (при создании фигуры Ленина, Евсееву позировал сам Щуко).
Памятник был открыт 7 ноября 1926 года. Изначально он был поставлен на том месте, где выступал Ленин - напротив главного входа в вокзал, который был расположен на углу здания.
В годы блокады ленинградцы спасали памятник от артобстрелов: постамент засыпали землей, для скульптуры соорудили дощатый футляр с металлическими обручами, внутрь которого насыпали песок.
Еще в 1925-м году возникла идея реконструкции площади около Финляндского вокзала. Щуко наметил перепланировку площади и перенесение памятника ближе к Неве, подчеркивая, что "простертая на реку рука вождя пролетариата явится мощным контрастом памятнику Петра на бывшей Сенатской площади".
После войны эта идея была реализована. В рамках проекта реконструкции, разработанного в 1945-м году (архитекторы Баранов, Агеев и Иванов) памятник передвинули на 180 метров в сторону Невы, установив в центре площади. Поскольку для новой площади памятник был несколько маловат, его разместили на небольшом насыпном холме.
В наши дни, несмотря на все политические перемены, памятник остается одним из символов города. Сейчас он впервые покинул свой пьедестал. Будем надеяться, что скоро он вернется на свое законное место, а те, кто изуродовал его, также окажутся на своем месте - в тюрьме.
Upd: глубокоуважаемый
synthart выложил фотографию модели еще одного проекта, который участвовал в конкурсе. Это проект Фомина и Манизера, сразу вызывающий в памяти "Медный всадник":