Петербург. Церковь, часовня и дом причта иконы Божьей матери Всех Скорбящих Радости.

Apr 01, 2009 11:19

Не так давно я цитировал в одном из своих постов строку из стихотворения Анны Ахматовой "Паровик идет до Скорбящей". «Скорбящая» - это церковь во имя иконы «Богородицы Всех Скорбящих Радости» в селении Стеклянного завода. А поскольку я на днях совершил прогулку в этих местах, думаю, самое время рассказать поподробнее об этой церкви, с которой связана интересная страница истории Петербурга.


На Шлиссельбургском тракте уже со второй половины XVIII века стояла скромная часовня со Скорбященской иконой, найденной на берегу Невы и подаренной купцом С. И. Матвеевым. В 1870 обветшавшая часовня была заменена новой, тоже деревянной, а 23 июля 1888 случилось чудо, сделавшее это место весьма почитаемым в народе.
Во время грозы молния зажгла часовню. От ее удара из кружки для пожертвований, стоявшей рядом, на икону упали полукопейки - „грошики“. Они прочно прилипли к иконе, которая одновременно чудесным образом обновилась. С тех пор икона стала считаться чудотворной. Этот день вошел в церковный календарь и отмечался в позднейшем храме крестным ходом и акафистом, а сама эта икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“ стала называться „с грошиками“.
Уже на следующий день после чуда к погоревшей часовне начали стекаться богомольцы и служить в ней молебны. Почтил это место своим посещением и император Александр III.
В 1891, собрав 41 тыс. руб., прихожане Борисоглебской церкви попросили разрешения возвести отдельный храм. Для возведения каменного храма Кабинет Его Императорского Величества "уступил" участок земли в 580 кв. саженей. Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов бесплатно составили проект церкви в русском стиле и 12 июня 1894 митрополит Палладий заложил шатровый храм с колокольней. Уже через год черновые работы были завершены. 9 июня 1896 г. на храм были подняты кресты, а в 1897 году его начали расписывать.
Двухпридельный, на высоком цоколе, с крестами из стекла, храм был рассчитан на 1200 человек и посвящен памяти Александра III. Главный придел освятил 2 августа 1898 епископ Ямбургский Вениамин, а о. Иоанн Кронштадтский 3 декабря того же года - придел святого Николая и пророка Илии. Всего на постройку было в народе собрано 167 тыс. руб.

 
По рисунку Иванова И. П. Платонов вырезал из дуба иконостасы, иконы для которых написали члены Общества вспоможения художникам. Первоначальную роспись С. И. Садикова в 1913 заменили „рублевской“, исполненной С. Т. Шелковым по эскизам А. П. Аплаксина, под наблюдением признанных знатоков древнерусского искусства Н. В. Покровского и В. В. Суслова. Эта роспись больше соответствовала внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле XVII века. Запрестольный образ в нем был копией известного киевского изображения „Божией Матери с Предвечным Младенцем“ работы В. М. Васнецова.


В 1900-1904 году напротив церкви был выстроен дом причта (пр. Обуховской обороны, 33).

 
 
Его автор - архитектор Г.Г. фон Голи.

 
 

Чудотворный образ стоял сперва в одном из приделов церкви. А 11 июня 1907 для него рядом с церковью была заложена большая часовня на 600 человек (пр. Обуховской обороны, 24), которую 20 декабря 1909 освятил епископ Нарвский Никандр.

 

Автором этого здания, также построенного в стиле русских церквей XVII века, стал все тот же архитектор фон Гоген.

 

Изящное здание облицовано снаружи светлым кирпичом.

 
 

 

Фасад его украшают мозаики, созданные В. А. Фроловым.

 
 
На центральной мозаике изображена та самая икона с грошиками, поддерживаемая двумя ангелами:

 
Гранитное крыльцо у входа в часовню украшено изящными перилами:

 



Внутри часовня была очень богато отделана (так что неудивительно, что стоила ее постройка почти 100 тысяч рублей - вполне соизмеримо с ценой большого храма).

 

Ее стены покрывал черный с белыми прожилками мрамор, из него же были сделаны четыре колонны, державшие свод. 

 

Икона в золотой раме и драгоценной ризе с 700 бриллиантами высилась на пьедестале из лабрадора, под бронзовой сенью, где горели 60 лампад разного размера и рисунка.

 

В советские времена не повезло ни церкви, ни часовне. Церковь была закрыта 26 ноября 1932 и через год снесена. Чудотворная икона, ризу с которой сняли в 1922 при „изъятии церковных ценностей“, была изъята. К счастью, в конце 40-х годов ее вернули верующим и сейчас она находится в Троицкой церкви, более известной как «Кулич и пасха».Часовня с 1932 по 1938 продолжала функционировать как обновленческая церковь, но в 1938-м году закрыли и ее. К счастью, здание было передано Володарскому районному штабу МПВО, что и спасло часовню от сноса (впрочем, она лишилась шатрового верха).


Часовня возвращена верующим в 1991, и в ней с конца следующего года возобновились богослужения. Она считается подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря под Волховом.

 

Позади часовни находится могила Матренушки-Босоножки (в миру Матрона Петровна Мыльникова).


Она родилась в крестьянской семье в Костромской губернии, во время русско-турецкой войны 1877-78 была сестрой милосердия, а после гибели мужа на войне в течение 33 лет странствовала босой по святым местам России и Востока. С начала 1880-х гг. она проживала в Петербурге, с 1895 - в келье у Скорбященской церкви. В 1880-х гг.. и весьма почиталась в нашем городе как блаженная старица.

 

Дореволюционная архитектура, Иванов А. В., История, Петербург, фон Гоген А. И., фон Голи Г. Г.

Previous post Next post
Up