Петербург. Дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной. 1907-1909

Nov 17, 2008 12:20

Одно из самых интересных зданий эпохи модерна было построено по заказу Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной (ул. Марата, 72). На сравнительно небольшом участке разместился целый комплекс строений, включающий в себя апартаменты директора-распорядителя Ф. Г. Бажанова, правление товарищества, а также квартиры и общежитие для служащих фирмы, столовую и различные хозяйственные помещения. Здание это не только дошло до нас практически без изменений (что можно увидеть, глядя на эти фотографии, одна из которых датируется 1910-ми годами, а другую я сделал пару недель назад)




но и с частично сохранившимся убранством парадных апартаментов!
Первоначальный проект был разработан архитекторами Павлом Алешиным и Борисом Коняевым в 1907 году. К несчастью, в том же году Коняев умер, и дальнейшей разработкой проекта и строительством здания Алешин занимался в одиночестве. Первоначальный проект в стиле северного модерна был утвержден Городской управой 12 февраля 1907 года, а 29 июня 1907 года состоялась закладка здания.


Однако, в процессе строительства проект претерпел заметные изменения. Нижний этаж, который должен был быть облицован грубооколотым гранитом, облицевали так же, как и остальные этажи. Изменилась форма окон первого и последнего этажей, а правый ризалит лишился остроконечного щипца.


В целом, общий вид здания стал строже и спокойнее. Алешин отказался от традиционной для северного модерна игры различными фактурами поверхностей, облицевав все здание гладко отесанным гранитом (этот способ отделки был достаточно модным в то время, как писал в 1906-м году архитектор Путкинен, это "придает постройке безусловно солидный вид, как будто все здание устроено из сплошного гранита"). И только под карнизом разместился фриз с узором из дубовых листьев.


Первый этаж здания решен как цокольный и отделен горизонтальной тягой. По бокам здания слегка выступают два несимметричных ризалита, подчеркнутые лопатками-пилонами. Кровля выложена металлочерепицей.




В левом ризалите размещены вход в здание и парадная лестница.






В правом - парадный белый зал.






Здание украшено металлическими решетками, изготовленными, как и зонтик над входом, на заводе В. З. Гаврилова. Вот как выглядит решетка одного из воздуховодов:


Здание производит достаточно эффектное впечатление своим главным фасадом, но на мой взгляд, куда интереснее дворовые фасады, протяженность которых в несколько раз превышает протяженность главного фасада (участок сильно вытянут в длину и на нем расположена целая анфилада из трех дворов - два больших и один поменьше).  Зайдем во двор:


В отличии от подавляющего большинства зданий тех лет, дворовые фасады здесь выглядят весьма импозантно. Лестничные клетки имеют форму башен со шлемовидным куполом: Стены облицованы светлым кирпичом-кабанчиком и майоликой (цокольный этаж облицован, гранитом), изготовленной на заводе Ваулина и Гельдвейна (там же изготовлена металлочерепица для крыши и майолика для украшения интерьеров). Обращают на себя внимание красивые оконные решетки и балконы (правда, состояние и тех и других довольно плохое):












































Интересная деталь: с целью экономии места архитектор расположил  помещения для хранения дров под дворами.
А теперь вернемся обратно и подойдем к парадному входу в здание. Над входом висит изящный зонтик, украшенный орнаментом из дубовых листьев:




Орнамент с изображением маков есть и на самой двери:




Заходим внутрь (в наши дни здесь расположена Детская библиотека истории и культуры Петербурга):




Открыв еще одну дверь, также украшенную орнаментом


попадаем в небольшой вестибюль




А через него мы проходим к парадной лестнице из каррарского мрамора.












Поднявшись по лестнице, мы попадаем в небольшой холл с камином.




Стены его украшены лепным фризом на темы крестьянской жизни:


В коридоре, выходящем из него, находится еще один камин:


Из коридора можно попасть в Грушевую гостиную. Вот как она выглядела в 1912-м году:


А вот как выглядит эта комната сейчас:














Вернувшись в коридор, мы попадаем в Малую столовую:




Десюдепорты над четырьмя дверями, выходящими из комнаты, украшены гербами Петербурга, Москвы, Ярославской и Олонецкой губерний (поэтому другое название этой комнаты - Гербовый зал):










Проходим в Большую столовую. В ней сохранились камин и весьма интересная люстра:








К большому сожалению, интерьер комнаты лишился своего главного украшения. Для украшения Большой столовой Николаем Рерихом был создан "Богатырский фриз".


Фриз состоял из 19 больших панно (темпера на холсте) высотой 205 сантиметров и длиной около 30 метров. По обе стороны от двери находились панно "Боян" и "Витязь",



вдоль стен "Вольга" и "Микула",


далее "Илья Муромец" и "Соловей-разбойник". Над окнами панно на тему "Город" возле окон панно с изображением растений и птиц. На торцевой стене напротив двери 7-метровое панно "Садко".
Фриз сильно пострадал в годы блокады и в 1964-м году его отправили в Русский музей, где сейчас он украшает главную лестницу корпуса Бенуа. Мне бы хотелось увидеть фриз на его законном месте, но это, увы, маловероятно. Впрочем, сотрудники библиотеки надеются, что при реставрации здесь установят хотя бы копию рериховского шедевра.
А теперь пройдем в парадный белый зал (в создании лепнины, украшающей стены, принимал участие скульптор Л. А. Дитрих):












Как раз сейчас там проходит довольно милая выставка детской иллюстрации, которая продлится до конца ноября. Учитывая, что многие среди моих френдов интересуются книжной графикой, это будет для них дополнительным бонусом, если они поторопятся с посещением этого здания. ;-)
И напоследок, самый эффектный зал - приемная (в нее можно попасть прямо из холла).


Главным украшением ее, безусловно является камин "Вольга и Микула", созданный на заводе Ваулина по эскизу Врубеля. Всего известно пять вариантов этого камина (остальные хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее декоративного искусства в Москве и музее в Коломенском), но только в этом здании камин реально собран воедино и может использоваться по прямому назначению.








Крайне интересен потолок комнаты, украшенный декоративными деревянными балками:


Стены и оконный проем украшены майоликовыми вставками




а деревянная дверь - резьбой


И напоследок, не могу не сказать о людях, работающих в этом здании. Сказать по правде, когда я заходил внутрь, я сомневался в том, что мне удастся здесь пофотографировать. Слишком часто реакция людей на человека с фотоаппаратом  - послать этого человека на три буквы. И честно говоря, то, как меня встретили сотрудники библиотеки, вызвало у меня настоящий шок (в хорошем смысле слова, разумеется). Меня любезно провели по всем помещениям, показали все достопримечательности и позволили все сфотографировать. А самое удивительное, все это было БЕСПЛАТНО, что, согласитесь, в наше время встречается крайне редко. Более того, по зданию водят экскурсии (вторая пятница каждого месяца в 11-30 и четвертая пятница - в 18-00, кроме того, можно договориться с руководством библиотеки об экскурсии в другое, более удобное время). При этом, если экскурсия проводится в рабочие часы библиотеки, она также проводится бесплатно.
Заведующая библиотеки чуть ли не извиняющимся тоном говорила о том, что если экскурсия проводится в то время, когда библиотека закрыта, за экскурсию берут деньги. Когда я поинтересовался, какие именно деньги, оказалось, что это "безумная" сумма в 30 рублей с человека. Скажу честно, учитывая размеры зарплат, получаемых работниками в области культуры, я восхищен их поведением.
Затрудняюсь подобрать эпитет, верно характеризующий этих людей. В голове крутятся такие слова как "бессеребренники", "святые", "подвиг" и т.д.  ;-)
Так что, думаю, каждый разумный человек, проживающий в Питере, догадывается, что ему следует сделать. Ему нужно встать из-за компьютера и отправиться в эту библиотеку на экскурсии, чтобы посмотреть все тамошние красоты своими глазами. Я гарантирую,  что они куда лучше моих снимков.
P.S. В написании поста использовались информация и фотографии из книги Б. Кирикова "Архитектура петербургского модерна", с сайта http://www.alyoshin.kiev.ua/index.html, а также любезно предоставленная консультация сотрудников библиотеки.

Дореволюционная архитектура, Алешин П., Петербург, Искусство, Декоративно-прикладное искусство, Ваулин П. К.

Previous post Next post
Up