Это здание в стиле конструктивизм находится в самой старой части Петербурга - напротив Петропавловской крепости (Троицкая площадь, дом 1):
Строилось оно на средства ленинградского отделения Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
По легенде, место для него выбирал лично С. М. Киров, который и предложил поставить его на площади Революции (как тогда называлась Троицкая площадь).
Здание строилось с 1929 по 1933 год по проекту архитекторов Г.А. Симонова, П.В. Абросимова и А.Ф. Хрякова. Об этом сейчас напоминает мемориальная доска, установленная в 1987 году.
Шестиэтажное здание имеет треугольную форму с озелененным внутренним двором.
В доме было 144 квартиры, от двух до пяти комнат в каждой. Было и такое редкое по тем временам удобство, как горячая вода и ванна в каждой квартире. Но поскольку здание строилось в качестве дома-коммуны, кухонь в квартирах не было. Взамен кухонь в доме была столовая-ресторан.
Кроме столовой, в доме был детский сад, магазин (продуктовый распределитель), библиотека, клуб, музей каторги и ссылки. В подвале дома предусматривалась механизированная прачечная, а на крыше - солярий и видовая площадка.
Впрочем, жизнь без кухонь оказалась неудобной, поэтому позднее дом перестроили. Из общественных помещений остались только детский сад и библиотека.
Надо признать, что большинство ленинградцев не слишком высоко оценили новейший стиль в архитектуре, и серые бетонные стены вызывали у них ассоциации с тюрьмой. По городу ходила шутка о жителях этого дома: "Они привыкли при царе по тюрьмам скитаться, вот им и дом соответствующий построили".
Однако, долго наслаждаться удобствами этого дома первым его жителям не пришлось. В 1935-м году Общество политкаторжан было распущено, а из 144 семей 132 были выселены и репрессированы.
Об этих печальных событиях напоминает еще одна мемориальная доска, установленная в 1990 году:
От тех времен до нас дошел мрачный анекдот: "Однажды в опустевшем Доме политкаторжан затрещали дверные звонки и раздались громовые удары в двери. Чудом уцелевшие остатки политических борцов против царизма в оцепенении прильнули к дверям: на кого падёт очередной жребий? И вдруг слышат радостно-возбуждённый голос управдома: «Граждане каторжане, никакой паники! Всё в порядке! Это пожарные! Горит первый этаж!»"
Заходим во двор.
Забавно, что со двора это здание воспринимается совершенно иначе.
А вот насчет этой пристройки я в раздумьи - была ли она в изначальном проекте:
Похоже на то, что она появилась позднее.