Свой второй день в Москве мы начали с посещения главного корпуса Пушкинского музея, а главной целью посещения была выставка "Золото сарматских вождей". На ней были представлены артефакты, найденные при раскопках Филипповских курганов в Оренбургской области.
Фигурки оленей выглядят эффектно, правда если приглядеться, видно что они не целиком золотые, а сделаны из дерева, которое покрывает тонкий слой золотой фольги:
Очень красиво и необычно смотрится сочетание дерева с золотом:
Увы, половину морды медведь потерял:
Разнообразные нашивные бляшки:
Браслеты:
Набор из десяти перстней с одинаковым рисунком (вероятно, их надевали на все пальцы сразу):
Шейная гривна:
Инструменты из сарматского тату-салона:
Зеркало:
Один из самых красивых экспонатов - меч с золотым узором:
Верблюды делают друг другу кусь:
Золотая ручка от чаши:
И аналогичные чаши:
Другая выставка в том же здании называлась "Салоны Дидро" и была посвящена истории салонов французской Академии, а также их описаниям, которые делал Дени Дидро, который сотрудничал в качестве арт-критика в рукописном журнале "Литературная корреспонденция", издававшимся бароном Гриммом (тем самым, который был агентом Екатерины II по закупке произведений искусства). Журнал этот издавался тиражом в 15-16 экземпляров и среди его подписчиков были Екатерина II, шведский король Густав III, польский король Станислав Понятовский.
На выставке представлены обширные цитаты из Дидро и соответствующие цитатам работы, а также сделан своеобразный "кабинет Дидро":
Выставка не слишком интересна качеством работ, но с познавательной точки зрения весьма любопытна. Среди прочего на выставке попытались воспроизвести шпалерную развеску, как она делалась на выставках Салона. Как я выяснил, занимался этим специалист под названием "таписсьер" (в буквальном переводе это будет что-то вроде "шпалерщика"), специалист этот был весьма уважаемым и его имя указывалось в каталоге выставки. Обычно сверху вешались исторические, мифологические и библейские полотна, в середине - портреты, внизу - жанровые сценки, что было удобно и для осмотра, поскольку каждому жанру обычно соответствовал и размер полотна (известный скандал с "Завтраком на траве" Мане, не в последнюю очередь был связан с тем, что он написал жанровую сцену в формате исторического полотна).
Еще один пример шпалерной развески - картина неизвестного фламандского мастера 20-х годов XVIII века:
Среди представленных работ мне понравился вот этот терракотовый бюст:
Хорош и вот этот эскиз работы Рубенса:
А вот эта пара работ Шарля Амадея Филиппа Ван Лоо с изображением физических опытов, как будто специально сделана для нынешних активистов BLM и зеленых, которые доказывают, что европейская наука - это сплошное угнетение меньшинств, придуманное белыми цисгендерными свиньями. ;-)
В самом деле, на этой картине для опыта злобно морят бедную птичку, откачивая из под колокола воздух:
А на этом бедного негритенка сейчас ударит током: