Москва. "Золото сарматских вождей" и "Салоны Дидро" в ГМИИ имени Пушкина

Aug 03, 2023 16:00

Свой второй день в Москве мы начали с посещения главного корпуса Пушкинского музея, а главной целью посещения была выставка "Золото сарматских вождей". На ней были представлены артефакты, найденные при раскопках Филипповских курганов в Оренбургской области.
Фигурки оленей выглядят эффектно, правда если приглядеться, видно что они не целиком золотые, а сделаны из дерева, которое покрывает тонкий слой золотой фольги:












Очень красиво и необычно смотрится сочетание дерева с золотом:


Увы, половину морды медведь потерял:








Разнообразные нашивные бляшки:








Браслеты:








Набор из десяти перстней с одинаковым рисунком (вероятно, их надевали на все пальцы сразу):


Шейная гривна:




Инструменты из сарматского тату-салона:














Зеркало:


Один из самых красивых экспонатов - меч с золотым узором:






































Верблюды делают друг другу кусь:


Золотая ручка от чаши:


И аналогичные чаши:






Другая выставка в том же здании называлась "Салоны Дидро" и была посвящена истории салонов французской Академии, а также их описаниям, которые делал Дени Дидро, который сотрудничал в качестве арт-критика в рукописном журнале "Литературная корреспонденция", издававшимся бароном Гриммом (тем самым, который был агентом Екатерины II по закупке произведений искусства). Журнал этот издавался тиражом в 15-16 экземпляров и среди его подписчиков были Екатерина II, шведский король Густав III,  польский король Станислав Понятовский.
На выставке представлены обширные цитаты из Дидро и соответствующие цитатам работы, а также сделан своеобразный "кабинет Дидро":


Выставка не слишком интересна качеством работ, но с познавательной точки зрения весьма любопытна. Среди прочего на выставке попытались воспроизвести шпалерную развеску, как она делалась на выставках Салона. Как я выяснил, занимался этим специалист под названием "таписсьер" (в буквальном переводе это будет что-то вроде "шпалерщика"), специалист этот был весьма уважаемым и его имя указывалось в каталоге выставки. Обычно сверху вешались исторические, мифологические и библейские полотна, в середине - портреты, внизу - жанровые сценки, что было удобно и для осмотра, поскольку каждому жанру обычно соответствовал и размер полотна (известный скандал с "Завтраком на траве" Мане, не в последнюю очередь был связан с тем, что он написал жанровую сцену в формате исторического полотна).


Еще один пример шпалерной развески - картина неизвестного фламандского мастера 20-х годов XVIII века:


Среди представленных работ мне понравился вот этот терракотовый бюст:




Хорош и вот этот эскиз работы Рубенса:


А вот эта пара работ Шарля Амадея Филиппа Ван Лоо с изображением физических опытов, как будто специально сделана для нынешних активистов BLM и зеленых, которые доказывают, что европейская наука - это сплошное угнетение меньшинств, придуманное белыми цисгендерными свиньями. ;-)
В самом деле, на этой картине для опыта злобно морят бедную птичку, откачивая из под колокола воздух:




А на этом бедного негритенка сейчас ударит током:

Музеи, Выставки, Путевые заметки, Искусство, Москва и окрестности

Previous post Next post
Up