Питерский календарь. 11 августа.

Aug 11, 2008 08:28


В этот день, 11 августа (30 июля по старому стилю) 1814 года, как писала газета «Северная почта»: «Лейб-гвардии полки Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, Гвардейский морской экипаж и две роты гвардейской артиллерии, возвратившиеся из славного своего похода, вступили в сию столицу. Они проходили чрез Триумфальные ворота, воздвигнутые от города в честь и славу великих подвигов, возвративших мир Европе…».


С этим событием связано появление одного из лучших памятников архитектуры Петербурга - Нарвских ворот:



Подготовка к торжественной встрече войск началась 14 апреля 1814-го года, когда курьер привез сообщение о том, что русские войска вступили в Париж. Среди прочих торжественных мероприятий предполагалось возвести триумфальные ворота на границе Петербурга и близ Нарвы. К созданию ворот привлекли Джакомо Кваренги и Василия Стасова. Оба они представили свои проекты, из которых был выбран проект Кваренги как легче исполнимый в короткие сроки.
Проект Кваренги представлял собой свободную импровизацию мотива древнеримской однопролетной арки. Составной частью оформления являлись амфитеатры для оркестров, галереи для императорской фамилии и почетных гостей, трибуны для зрителей.




Сооружение ворот было в полном разгаре, когда 7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных манифестаций, прислал главнокомандующему в Петербурге генералу Вязьмитинову рескрипт, запрещающий устройство всяких торжественных встреч и приемов. Приготовления к торжественной встрече были свернуты. Но поскольку триумфальные ворота были уже почти готовы, их декорировку довели до конца.

30 июля гвардейские полки первой гвардейской пехотной дивизии вступили в Петербург. На трибунах находились представители родовитого дворянства и именитого купечества, получившие специальные пригласительные билеты. Правый амфитеатр заняли придворные музыканты и певчие, а левый - военные оркестры: духовой и роговой. Вдоль дороги шпалерами стояли горожане, которые приветствовали воинов.


Впоследствии, 6 сентября под триумфальной аркой прошли части второй гвардейской пехотной дивизии, 18 октября - конная гвардия и гвардейская конная артиллерия, а 25 октября - лейб-гвардии Казачий полк.



К 1824 году сделанные из дерева ворота обветшали и представляли угрозу для проезжающих. Дело дошло до генерал-губернатора Милорадовича, который обратился к Александру I.


Последовал рескрипт: «Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в свое время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди». Предполагалось построить эти ворота на месте старых городских ворот на берегу Обводного канала. Руководство всеми делами по возобновлению Нарвских ворот было возложено на президента Академии художеств Оленина. Он пришел к выводу, что вполне возможно устроить ворота точно по проекту Кваренги, но для расширения проезжей части предложил увеличить их размеры.


Основной проблемой при возведении ворот была серьезная нехватка средств. В наличии имелись только восемьдесят тысяч рублей, оставшихся от возведения деревянных ворот и двенадцать тысяч новых пожертвований. Но в конце 1824 года скончался бывший начальник Гвардейского корпуса Уваров, который завещал на постройку ворот четыреста тысяч рублей.

В августе 1825 года соображения о постройке ворот были доложены Александру. Он дал согласие, но в целях экономии (это слово будет еще не раз встречаться в истории Нарвских ворот) предложил использовать существующие гранитные городские ворота, обложив их мрамором, «что гораздо дешевле будет».
7 октября 1825 года комитет по строительству ворот рассмотрел чертежи и смету постройки, подготовленные архитектором Квадри. Оставалось получить высочайшее утверждение, но в ноябре Александр умер. Дело о сооружении ворот легло на полку, и вспомнили о нем только зимой 1827 года. 16 января начальник Главного штаба и министр двора князь Волконский поручил подготовить материалы о Нарвских воротах для доклада императору.
Одновременно, архитектурным руководителем работ становится Василий Стасов. 15 августа он получает официальное извещение о своем назначении членом «Комитета сооружения триумфальных ворот в честь Гвардейского корпуса».



В соответствии с царским указом предполагалось провести церемонию закладки ворот 17 августа 1827 года - в день годовщины Кульмского сражения. Однако церемонию перенесли на 26 августа - день Бородинского сражения. В полдень 26 августа началась церемония закладки ворот, описание которой оставил Стасов. Одиннадцать закладных камней были установлены членами императорской фамилии в форме креста, последний из них уложил сам Стасов. Затем он вынес на золотом блюде золотые монеты, которые были разложены на камнях. В завершение первой части церемонии на один из камней возложили медали «За 1812 год» и «За вход в Париж». Затем были установлены закладные камни членами комитета, генералами, флигель-адьютантами, командирами гвардейских полков и батальонов. В завершение церемонии камни возложили солдаты гвардейских полков (от каждого полка выделялось по два солдата во главе с унтер-офицером). На камни он возложили медали, сняв их с мундира. Последний камень и медали были положены в память генерала Уварова. Затем все монеты и награды сложили в своеобразный ящик из каменных плит и накрыли его каменной крышкой с надписью.



До конца октября 1827 года был закончен фундамент ворот. Одновременно, Стасову пришла в голову оригинальная мысль. Если прежде предполагалось возводить ворота из мрамора, то 30 октября Стасов вносит предложение возвести их из кирпича, а затем покрыть «медной одеждой». Как писал Стасов: «Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящею всякого крепкого камня, которые в здешнем климате подвергаются неминуемому по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным, и от того переменяющим вид свой при морозах и оттепелях».
Однако одобрение Николая I удалось получить совсем нескоро. Работы по возведению ворот остановились. Дело затянулось почти на три года, и только 21 мая 1830 года высочайшее разрешение было получено.
Осенью 1831 года ворота были возведены из кирпича. Одновременно, на Александровском заводе готовили плиты медной обшивки. На заводе была собрана деревянная модель ворот в натуральную величину, на которой размеряли длину и ширину листов и деталей, разрабатывали способ крепления. Для облицовки использовались слитки меди лучшего качества из запасов Монетного двора.


Облицовочные работы велись зимой 1831 года. Над воротами воздвигли леревянный шалаш высотой в 27 метров, закрывающий их со всех сторон. В этом шалаше при свечах мастера крепили медные листы. Для окончательной их подгонки рядом с шалашом была устроена небольшая кузница, где были горн и печка. Такое пренебрежение пожарной безопасностью до добра не довело. 2 января 1832 года вспыхнул пожар, который спалил шалаш и стоящие в нем леса. Из-за сильного жара потрескался гранит цоколя. Виновным в случившемся признали завод, который должен был заплатить двадцать тысяч рублей - стоимость замены гранитной облицовки и исправлений.
Весной установка медной «одежды» возобновилась. Однако, завершить ее до конца 1832 года не успели и окончание работ перенесли на 1833 год. 19 августа 1833 года стали разбирать леса, а 26 сентября Стасов доложил комитету о «совершенном окончании работ».

Параллельно со строительством ворот создавалась украшающая их скульптура. Еще в 1824 году Оленин указал на необходимость определенных поправок в ней. Вместо воинов в античных доспехах было решено «зделать из них древних Русских витязей».



При создании скульптуры приходилось экономить. Поэтому отказались от барельефов наверху ворот, заменив их надписями, число статуй воинов было уменьшено с шести до четырех, из двенадцати гениев победы осталось восемь, и даже из шести коней в колеснице осталось только четыре.
Заказ на создание скульптур получили профессора Академии художеств Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов, академик Николай Токарев и художники Михаил Крылов и Иван Леппе. Исполнение скульптуры началось в мае 1830 года. Демут-Малиновский взялся выполнить модели фигуры воина и двух лошадей. Такие же модели должен был вылепить Пименов, а совместно они должны были вылепить моджель колесницы и находящейся в ней фигуры Славы. Модели гениев Победы создавали Токарев и Крылов, а барельефы с двумя парящими гениями Славы - Леппе. Несколько позже к созданию моделей коней по настоянию комитета привлекли и скульптора Клодта, который был известен «ваянием животных, особенно коней».


13 декабря 1830 года  модели скульптур были представлены Николаю. Однако случился скандал. Николай I, одобрив модели коней, исполненные Клодтом и модель статуи Демут-Малиновского, забраковал работы Токарева и Крылова и Славу в колеснице Пименова. Он заявил, что статуи «имеют худую фигуру» и приказал заменить скульпторов. Однако, проявляя товарищескую солидарность, скульпторы Орловский и Гальберг, приглашенные заменить отставленных, отказались от работы. А время поджимало, дирекция Александровского завода требовала доставить на завод гипсовые модели скульптур, так что Оленин оставил работу за прежними авторами, а Николай I сделал вид, что ничего не заметил.
В августе 1832 года колесница и четыре коня были подняты на арку. Колесницу скрепили с основанием ворот, а статуи коней расставлены в нужном порядке. Неожиданно оказалось, что статуи качаются от сильного ветра. Чтобы скрепить их, по предложению Стасова по спинам статуй перебросили декоративные «ременные пояса» из меди.
В начале 1833 года работы по установке скульптур были завершены, и тут неожиданно обнаружилось, что экономия до добра не доводит. Четверка лошадей не соответствовала масштабам сооружения. Царю доложили, что «уменьшение двух лошадей на рисунке имеет довольно хороший вид, но в натуре не соответствует великолепию здания», и Николай скрепя сердце распорядился об установке двух дополнительных коней, которых установили в мае 1833 года.
1 августа 1833 года работы уже практически закончились, но было принято решение отложить их открытие еще на год. И наконец, 17 августа 1834 года состоялось торжественное открытие ворот.

Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Стасов В. П., Кваренги Д.

Previous post Next post
Up