Петербург. Дом Адамини.

Feb 21, 2022 16:00

Дореволюционные особняки и доходные дома Петербурга традиционно именуются по фамилии владельца. Однако один из весьма заметных домов Петербурга (причем заметный как внешне, так и по своей роли в русской культуре) является исключением из этого правила. Это - дом Адамини, названный так по имени построившего его архитектора Доменико Адамини (Марсово поле, 7/ наб. Мойки, 1/ Аптекарский пер., 8) .

Незастроенный участок на углу Мойки и Марсова поля с 1791-го года принадлежал генералу С. С. Апраксину. Его сын после смерти отца продал половину участка купцу Антонову, который пригласил для проектирования и строительства нового доходного дома архитектора Доменико Адамини, который и построил этот дом в 1823-1827 годах.


На проектных чертежах хорошо видно, что в первом этаже со стороны Мойки шла открытая аркада (купец хотел разместить там лавки) Однако после его смерти вдова купца распорядилась аркаду заделать.




Фасад здания, выходящий на Марсово поле украшен восьмиколонным портиком композитного ордера (под ним размещается проезд во двор)








Фасад выходящий на Мойку также украшает портик, но не из колонн, а из полуколонн:


Портик этот играет важную градостроительную роль, замыкая панораму канала Грибоедова:


Увы, император Александр II выбрал крайне неудачное место, чтобы быть убитым народовольцами. В итоге, Спас-на-Крови, построенный таким образом, чтобы накрыть собой место покушения, наполовину перекрыл панораму с видом на дом Адамини:


Оба фасада соединяются закруглением, декорированным восемью пилястрами:


Здание украшают лепные грифоны, рога изобилия, кадуцеи и головы Меркурия:










Дом Адамини пострадал во время блокады. 26 ноября 1941 года в него попало две бомбы. Одна, попавшая в корпус, выходящий на Марсово поле, пробила все этажи здания и взорвалась внутри. Куда больший ущерб нанесла другая бомба, взорвавшаяся на сводах первого этажа корпус, выходившего на Мойку. В результате ее взрыва была практически полностью уничтожена центральная часть корпуса с портиком:






В 1946-м году корпус был восстановлен (с частичным изменением внутренней планировки):




Дом Адамини сыграл видную роль в русской культуре. Одним из жильцов этого дома с 1832 по 1837 год был барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт - известный русский изобретатель. Он занимался востоковедением и криптографией, однако наибольшую известность ему принесли изобретения в области электротехники :электромагнитный телеграфный аппарат и электрический запал для подводных мин. Именно в доме Адамини в 1832-м году Шиллинг провел первую демонстрацию электрического телеграфа.
Существует забавный анекдот, о том, как на одной из таких демонстраций присутствовал протоиерей Царскосельского храма отец Дионисий. Между ним и Шиллингом произошел следующий диалог:
- Будучи свидетелем сих светских забав, хотел бы уяснить, как их надобно понимать? Можно ли допустить всерьез, чтобы греховные мысли человека, уже тем самым осквернившего себя, передавались через пространство господнее электрическою силою, что есть само наваждение дьявола?“
- „Ваше преподобие, передача мыслей через пространство - дело сугубо богоугодное, ибо, по святому писанию, мысли человеку даны токмо от господа нашего и ни от кого более. А потому сии мысли могут передаваться человеком только через пространство господнее. Что же касается до электрической силы, то об оной дьявол понятия не имел. Поверьте, батюшка, что я располагаю на сей счет точными сведениями
. - „Позвольте полюбопытствовать, откуда такие сведения могут быть вами получены?“
- „От самого дьявола, ваше преподобие, из первых, так сказать, рук.
В 1886 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска в память о Шиллинге (это одна из первых мемориальных досок нашего города). Она до наших дней не сохранилась, в 1901-м году ее заменили на новую, по проекту архитектора К. В. Бальди:


В 1914-м году в одной из квартир дома разместилось "Художественное бюро Н. Е, Добычиной". Бюро устраивала концерты, литературные чтения, спектакли (при нем работала студия В. Э. Мейерхольда), однако наибольшую известность оно заслужило устройством художественных выставок. Добычина отличалась широкими взглядами, так что здесь выставлялись как представители "Мира искусства", так и футуристы из "Союза молодежи". Однако в историю оно вошло в первую очередь как место, где в 19 декабря 1915 (1 января 1916 года) открылась "Последняя футуристическая выставка картин "0,10", обозначившая наступление эпохи беспредметного искусства.


Именно на ней в "красном углу" вместо иконы был вывешен "Черный квадрат" Казимира Малевича:


Помимо Малевича в выставке принимали участие Владимир Татлин, представивший свои контррельефы - еще один вариант абстрактного искусства, из которого позднее вырос конструктивизм (Татлин, кстати, очень серьезно конфликтовал с Малевичем, в том числе и при организации выставки), Иван Пуни, Любовь Попова, Иван Клюн, Ксения Богуславская, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Натан Альтман, Василий Каменский, Вера Пестель, Мария Васильева, Анна Кириллова, Михаил Меньков.
Розанова, Богуславская и Малевич на фоне картин.


Надо сказать, что многие из картин не сохранились, так что искусствоведы пытаются восстановить примерный состав выставки по фотографиям и каталогу:


Другим весьма значимым художественным заведением, связанным с домом Адамини, стало кабаре "Привал комедиантов".:


"Привал комедиантов" стал возрождением "Бродячей собаки", закрытой в феврале 1915-го года, после скандала, вызванного декламацией Маяковским своего стихотворения "Вам!". Как вспоминал Вертинский, участвовавший в представлении в тот же вечер, на сцену в Маяковского из зала летели бутылки а он кидал их обратно. В результате градоначальник распорядился закрыть скандальное заведение. Однако менее чем через год, директор "Бродячей собаки" Борис Пронин подыскал новое помещение - подвал в доме Адамини (сам он также жил в этом доме). .
Стены и потолок подвала расписали Борис Григорьев, Сергей Судейкин (он, кстати, тоже жил в доме Адамини), Василий Шухаев и Александр Яковлев, а по проекту Ивана Фомина соорудили большой камин.




Заведение проработало вплоть до 1919-го года. За это время его посещали многие выдающиеся деятели русского искусства: Блок, Ахматова, Гумилев, Мейерхольд, Маяковский, Кузмин, Мандельштам, Клюев и многие другие.
Своеобразное представление о посещавшей кабаре публике дает вот этот шарж С. Полякова, созданный в 1916-м году:


Кроме этого в доме Адамини жили писатель Л. Н. Андреев, поэты А. А. Ахматова, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, актриса и худжожник О. А. Глебова-Судейкина, архитекторы И. И. Фомин, А. А. Оль, режиссер Е. Е.  Евреинов, однако мемориальными досками на фасаде отмечены только четыре человека:
писатели Леонид Рахманов, Вера Панова, Юрий Герман (кстати, судя по датам проживания: Юрия Германа здесь же жил и его сын - режиссер Алексей Герман старший):






и архитектор Николай Баранов:


Дореволюционная архитектура, История, Адамини Д. Ф., Петербург, Искусство

Previous post Next post
Up