На днях читая новости я наткнулся на сообщение о том, что несколько дореволюционных домов у Фарфоровского поста планируется снести в следующем году. Узнав об этом я решил прогуляться в этих местах с фотоаппаратом, пока дома еще не снесены. К моему удивлению я обнаружил весьма интересный район, где живописно сочетается дореволюционная застройка и дома 20-30х годов. Так что предлагаю совершить небольшую виртуальную прогулку вместе со мной. Сейчас он окружен домами, а когда-то стоял "в чистом поле", что отражается в нумерации. Адрес всех домов в качестве улицы содержит название "Фарфоровский пост"
Сама станция Фарфоровский пост (ныне Фарфоровская) возникла в 1893-м году.
Точных данных о том, когда было построено здание станции, я не нашел, но учитывая, что остальные дореволюционные здания Фарфоровского поста были построены в 1910-1911 годах, станция скорее всего была построена тогда же.
Остальная застройка разместилась на противоположной стороне от путей. Самая заметная ее часть - кирпичные дома в стиле модерн, построенные, как я уже упоминал, в 1910-1911 годах. Всего их шесть, причем хотя дома выдерданы в одном стиле, все они различаются. Четыре из них вытянулись вдоль железной дороги (и все идут под снос).
Фарфоровский пост, 40, с одним подъездом, заканчивающимся щипцом, в 11 осей
Фарфоровский пост, 44. Из всех домов он единственный используется как административное здание. Как и сосед он имеет 11 осей и одни подъезд, но центральный ризалит оформлен иначе:
Фарфоровский пост, 48. Он самый длинный из всех домов, имеет два подъезда и 15 осей:
Интересно, что ритм окон в боковых крыльях здесь несколько иной - среднее окно в полтора раза шире двух других:
В отличии от других домов здесь лестничные клетки выделены и на задних фасадах:
Последний из домов, Фарфоровский пост, 54 стоит отдельно от остальных (его отделяет проход к платформе). Здание также имеет два подъезда, но чуть короче предыдущего - только 12 осей.
Интересно при этом, что подъезды размещены асимметрично - левый подъезд отделен от края дома пятью окнами,
а правый - вего одним
При этом интересно, что если в левом крыле окна и первого и второго этажа имеют одинаковую ширину,, в центре и правом крыле одному обычному окну первого этажа соответствует два узких окна на втором этаже:
Сюоку деревянная пристройка (судя по резным консолям зонтика над входом, она ровесница дома):
Интересно, что с противоположной стороны ритм окон меняется. Здесь также пятнадцать осей и один подъезд. Верояно, это черная лестница, которая в других домах отсутствует. (возможно, дом предназначался для "чистой" публики, которой не хотелось ходить по одной лестнице в прислугой)
Еще два дома стоят перпендикулярно к этим домам и фланкируют дорогу на станцию. Один из домов (Фарфоровский пост, 46) очень похож на показанный выше дом Фарфоровский пост, 44, но короче - в нем только 7 осей:
Позади него стоит остов водяной колонки, с которого скрутили все, что только можно скрутить::
Характерная для дореволюционных времен овальная форма люка:
Здесь, вероятно, ходил рычаг:
Напротив этого дома стоит, пожалуй, самый интересный из дореволюционных домов поселка. - Фарфоровский пост, 52:
Он тоже имеет 15 осей по фасаду, но при этом имеет сложную, П-образную форму плана:
Подъезд только один и он увенчан щипцом:
Боковые ризалиты:
Интересно, что кирпич этого дома значительно темнее, чем у остальных (не знаю, было ли так изначально, или таким дом стал позднее, скажем из-за пожара):
Обходим дом сбоку:
Интересно, что со стороны двора к двухэтажным ножкам буквы "П" пристыкованы одноэтажные пристройки:
Остатки пожарной лестницы:
В 20-е годы послелок продолжил свое развитие. В 1927-1929 годах здесь строятся деревянные дома. Сейчас их здесь пять, все они имеют два этажа и два подъезда, но их оформление несколько различается. Один из них стоит отдельно (Фарфоровский пост, 30).
Ризалиты подъездов у него завершаются треугольными фронтончиками:
С противоположного фасада сделан треугольный щипец:
А крыши в боковых фасадах сделаны полувальмовыми:
Еще один элемент декора - дорические пилястры упрощенного вида:
Четыре других дома стоят отдельно, в своеобразной строчной застройке по два. Один из них (Фарфоровский пост, 64) однотипен с предыдущим:
Три других (Фарфоровский пост, 66, 72, 74),оформлены иначе. На торцах у них двускатная крыша:
Над ризалитами подъезда не фронтончики, а своеобразные "домики":
А с противоположной стороны щипца нет:
Развитие поселка продолжилось в начале 30-х конструктивистскими кирпичными домами. Внешне они напоминают обычные жилые дома, спроектированные на основе стандартныой жилой секции, но отличаются пониженной этажностью. В 1931-1932 годах строятся два трехэтажных дома, которые встали между парами деревянных домов - Фарфоровский пост, 68 и 70:
Еще один четырехэтажный дом (Фарфоровский пост, 84) встал немного поодаль:
Наконец, в 1933-м году вдоль железной дороги в одном ряду с дореволюционными домами вытянулся еще один дом в четыре этажа (Фарфоровский пост, 34):
Он несколько отличается от остальных: боковые секции несколько сдвинуты относительно центральной:
Два подъезда из пяти сделаны в виде ризалита и увенчаны небольшим щипцом, а к ним примыкают лоджии:
Этот дом также планируется к сносу.
Продолжая ряды домов стоят еще два дома уже послевоенных времен. Один из них - типичная послевоенная шлакоблочная малоэтажка, построенная в 1959-м году по типовому проекту 1946-го года (автор проекта - архитектор М. А, Готлиб):
Другой построен в 1960-м году, также по типовому проекту, но уже новому, в котором отсутствуют сталинские "архитектурные излишества":
Дореволюционный люк дождевой канализации:
Несколько кадров местности я делаю с пешеходного моста, возвышающегося над путями:
Рядом с ним интересная площадка непонятного для меня назначения - то ли наглядное пособие, то ли некий эталон для строителей-железнодорожников (так что в комменты призывается уважаемый
periskop.su):
Теперь поднимаемся по дороге наверх, к Фарфоровскому путепроводу (он же Цимбалинский мост):
Дорога когда-то была не асфальтированой, а мощеной булыжником:
Путепровод этот - ровесник поселка, также был построен в 1910-м году.
Увы, и он ныне обречен. Последний капремонт его был аж сорок лет назад, так что сейчас он открыт для движения только в одну сторону.
А нынче у нас власти предпочитают сносить памятники архитектуры и техники, вместо того, чтобы их реконструировать.
Было интересное предложение, сохранить путепровод в качестве моста для велосипедистов, но я уверен, что у нас его предпочтут сдать в металлолом. Так что похоже, единственная надежда тут - на Музей имени Колобанова. В нем уже
сохранили один из "американских мостов" с Обводного канала, возможно спасут и Фарфоровский путепровод.
Напоследок хотел бы высказать свое мнение по планирующемуся сносу домов. С одной стороны, высокоскоростная магистраль - вещь полезная. Однако мне не очень понятно, в чем смысл обязательно доводить ее до Московского вокзала, снося при этом много старых домов. Что мешает сделать для нее отдельный вокзал где-то в районе "Обухово", который можно было бы завязать на метро и кольцевую автодорогу. Думаю, по времени выходило бы примерно одинаково, ведь поезд в черте города все равно еле ползет., а многие красивые старинные дома продолжили бы жить.