Хоть герои Корнея Чуковского и живут в сердце каждого человека, рожденного в СССР, однако Переделкино все-таки в первую очередь асслциируется с другим поэтом. Мы говорим Переделкино - подразумеваем Пастернак, говорим Пастернак - подразумеваем Переделкино. Вот и мы с супругой от дачи Чуковского направились на дачу-музей Бориса Пастернака.
Дача Пастернака несколько крупнее, чем у Чуковского, хотя помещений в ней, напротив, несколько меньше.
Оценить планировку дома можно по этой схеме эвакуации:
Дача типовая (в Переделкино есть еще несколько очень похожих дач), но эффектная. Особенно впечатляет закругленный ризалит веранды в духе экспрессионизма Эриха Мендельсона.
Неудивительно, что в народе ходили слухи о том, что якобы проекты писательских дач для Переделкино разрабатывал лично Эрнст Май.
Увы, как выяснилось уже в наши дни, никакой Эрнст Май не имел к этим дачам ни малейшего отношения, проектировал их, судя по всему, малоизвестный инженер Груздев (да и бардак при их строительстве царил совершенно эпический). Впрочем, к этой теме мы еще вернемся в следующем посте, когда будем совершать виртуальную прогулку по поселку.
Пока что заглянем внутрь здания.
Заходим в гостиную:
На стенах висят работы Леонида Осиповича Пастернака - отца художника:
Гипсовые бюсты также происходят из мастерской Леонида Пастернака (кто-то из знакомых отдал их ему на сохранение, да так и не забрал):
Помимо крупных работ на стенах висит несколько планшетов с набросками. Компоновал их сам Борис Пастернак. По словам экскурсовода, поэт как бы собирал историю собственной жизни из зарисовок отца:
Зарисовки лошадей сделаны в то самое лето, когда Борис Пастернак упал с лошади, сломал ногу и из-за неправильно наложенного гипса стал хромым:
Зарисовки из путешествия по Европе (по словам экскурсовода, Марбург, который Леонид Пастернак не зарисовывал, здесь "замещает" Киссинген):
Фотография, сделанная в этой комнате в день объявления о том, что Пастернаку присуждена Нобелевская премия. Все еще празднуют, но чуть позже, вечером к Пастернаку придет секретарь Союза писателей Константин Федин и потребует отказаться от премии). Начнется кампания травли, но люди на фотографии этого еще не знают.
Комната жены Пастернака, Зинаиды Николаевны:
Зарисовки членов семьи, включая самого Бориса Пастернака:
Портретные зарисовки деятелей культуры. Пастернак здесь также отбирает тех людей, которые оказали влияние на его формирование. Здесь нет портрета Рильке (одной из ключевых фигур для поэта), и по словам экскурсовода, Рильке здесь "замещает" Верхарн (Верхарн приехал в Россию чтобы встретиться с Львом Толстым и имел на руках рекомендательное письмо к Леониду Пастернаку. Тот сделал зарисовку поэта и попросил своего сына во время рисования занять Верхарна беседой. В итоге они говорили как раз о Рильке).
Незавершенный портрет Рахманинова:
Теперь поднимаемся по лестнице
Кабинет писателя (здесь он и работал и спал):
Бюст Пастернака стоит здесь временно - это эскиз памятника Пастернаку (автор, кстати, скульптор Е. В. Мунц - дочь архитектора В. О. Мунца и внучка архитектора О. Р. Мунца):
Сапоги писателя (разумеется, при его жизни здесь они не стояли):
Его одежда:
Конторка (по рекомендации врачей Пастернак последние годы писал стоя):
На конторке фотография Джавахарлала Неру. Во время кампании травли поэта Неру обратился к Хрущеву в защиту Пастернака и травлю остановили. Пастернак написал Неру письмо с благодарностью, тот в ответ прислал свое фото с афтографом:
Рабочие словари поэта:
Чернила и перо не подлинные, а просто того времени:
Теперь заглядываем на веранду:
Вновь по лестнице спускаемся на первый этаж:
Комната, в которой Пастернак умер: