Вновь вернемся к рассказу о моей
последней поездке в Москву. Одной из главных причин, побудившей меня совершить эту поездку, стала выставка в Музее Востока "Роскошь заката. Иран эпохи Каджаров", которая как раз в те выходные и закрывалась, так что я "вскочил в последний вагон", успев посетить эту выставку. Дело в том, что позднее персидское искусство выставляется у нас нечасто (собственно говоря, и интерес к нему возник сравнительно недавно), до этой выставки я видел всего несколько полотен каджарской живописи, которые выставили на выставке в Эрмитаже несколько лет назад. Здесь же они занимают целый зал и именно с них начинается выставка (что неудивительно, поскольку вещи жти наиболее эффектные из всего представленного на выставке):
Интересно рассматривать детали портрета. Кажется, что у большинства женщин на руках красные перчатки, однако это не перчатки а краска (ладони красили хной, чтобы подчеркнуть белизну запястий): Также, у многих из них есть татуировки.
Вокруг пупка видна татуировка (и виден конечик еще одной татуировки, идущей от лобка):
Тату естьи на шее:
У этой дамы также есть татуировки между грудей, на лобке и вокруг пупка:
Интересно, что художник специально подчеркивает складку на животе - дама вполне "бодипозитивна" (на Востоке как раз ценилиь полные женщины и невест иногда даже откармливали перед свадьбой)
А у этой танцовщицы татуировки вокруг сосков, на грудях и на шее:
Юноши в каджарской живописи чем-то напоминают анимешных персонажей и несколько женоподобны:
Этого, впрочем, нельзя сказать о взрослом мужчине-воине:
Необычные экспонаты - живопись на стекле (раньше я такого не видел, как впрочем и многого другого на этой выставке):
Эти рисунки, кстати, изображают европейцев (тоже очень анимешно):
Ковер изображением дервишей:
Еще один няшный дервиш на стекле:
И на изразцовой плитке:
"Аббас, знаменосец Хусейна" (Хусейн ибн Али - в представлении шиитов является последним праведным халифом, соответственно, почитают и его ближайших сподвижников)
А это просто няшный котег (без котегов никуда):
"Котег - отдай саблю!":
"Встреча Хосрова и Ширин" (после поэмы Низами любовь "Хосрова и Ширин" стала одной из классических тем в искусстве Персии):
Совершенно замечательные двери (изображены на ней различные исторические и литературные персонажи):
"Широкое эпическое полотно" "Битва арабов у Хайбара":
По всей вероятности оно относится к так называемой "живописи кофеен". Такие полотна использовались сказителями как иллюстративный материал, позволяющий оживлять рассказ, поэтому на одном полотне сразу изображено несколько различных разновременных эпизодов истории. Данное полотно изображает осаду аравийского города Хайбар, который отказывался принимать ислам (в нем в основном жили иудеи).
Здесь вверху видно, как Мухаммед призвал на помощь Али (своего двоюродного брата и будущего четвертого праведного халифа). У Али в то время болели голова и глаза (в знак этого он изображен с повязкой на голове), поэтому в битве он и не участвовал, но Мухаммед исцелил его, помазав его глаза слюной. Ниже Али бьет древком знамени в землю, поднимая свой отряд на бой. Кстати, обратите внимание, что и у Мухаммеда и у Аои лица не нарисованы:
В центре полотна он разрубает самого сильного вражеского богатыря пополам:
А еще один богатырь, которого он располовинил до этого, валяется внизу:
А это третий богатырь выезжает из крепости, чтобы Али мог и его победить:
А тут он совершает очередной подвиг - выломал ворота города и держит их как мост, чтобы его воины могли войти в крепость:
Интересные панно в технике набойки - каламкары. Название связано с тем, что изначально ткань расписывали тростниковым пером - каламом, потом перешли на набойку, а название осталось (честно говоря, в этот раз именно набойки мне понравились на выставке более всего). Тут у нас охота:
А тут - война:
Воины - персонажи одного из дастанов:
А тут у нас богатырь Рустам сражается с белыми и красными дэвами:
Пистолеты (интересно, зачем у них сделаны рукоятки как приклад у ружья, ведь их все равно в плечо не упрешь?):
Следующий раздел посвящен изображению шахов (как древних, так и современных):
"Ануширван справедливый" (тот самый Хосров, про которого написал Низами):
Фатх-Али шах:
Прием в его дворце в праздник Новруз:
Принц Аббас-Мирза
Роскошнейший ковер, изображающий шахов Ирана с древних времен и вплоть до последнего представителя Каджарской династии:
Он как раз в овале и по сравнению с остальными шахами явно не внушает:
Еще один каламкар, изображающий Манучехр-хана, главного евнуха Фатх-Али шаха:
А вот совсем "свежие" каламкары уже 1920-х годов. Этот изображает хлебную лавку:
А это - Мирза Кучек-Хан, один из руководителей Гилянской республики (попытки СССР экспортировать революцию в Персию):
Последний каджарский султан Ахмад-шах:
Наследник престола Мухаммад Хасан-Мирза:
А тут изображены сразу три первых лица Персии:
Султан Ахмад-шах
Наследник Мухаммад Хасан мирза:
Регент Насир аль-Мульк:
А вокруг собаки и птички:
Еще несколько интересных персидских артефактов я сфотографировал на основной экспозиции музея.:
Этот ковер копирует (правда в зеркальном отображении) рисунок известной Бехистунской надписи:
Впервые в натуре увидел настоящий Афганский военный ковер:
В Музее Востока есть зал с очень симпатичной живописью XX века. Там есть Пиросмани:
Мартирос Сарьян:
Александр Шевченко:
Людмила Бакулина (ученица Шевченко):
Александр Волков::
Ольга Соколова:
А в самом конце мы с женой примерили на себя роли гаремной красотки и храброго джигита: