Усадьба Шереметевых Высокое.

Jun 28, 2021 17:08

От Ржевского мемориала наш путь лежал в Вязьму. А по дороге в нее мы заехали в Высокое - бывшую усадьбу Шереметевых.
История этой усадьбы начинается в середине XIX века, когда здесь был разбит пейзажный парк и построен скромный деревянный дом:






Досчатая обшивка на здании когда-то имитировала руст и тосканские пилястры, но в наши дни от нее практически ничего не осталось.






В 1867-м году графиня А. Г. Шереметева решает расширить усадьбу. К ее проектированию она привлекает архитектора Н. Л. Бенуа. К этому времени Бенуа в основном довольствовался случайными и малоинтересными заказами, а потому крупный творческий заказ его весьма заинтересовал, так что он даже на три года оставил службу в Городской управе, где заведовал строительной частью почти 25 лет, вплоть до 1896 года. В 1868-м году он создает проекты дворца, церкви и амбара, в 1860-м - молочной фермы и дома для детей, в 1870-м - оранжереи и въездных ворот, в 1872-м году - птичника, в 1873-м - прачечной и конного завода.
Центром композиции Бенуа делает здание церкви, поставленное на самой высокой точке усадьбы.






Как писал сам Бенуа, церковь графиня "желала иметь ... в два яруса. Нижняя теплая церковь, со склепами, предназначалась под опочивальню членов графской фамилии, а верхняя - должна была своим фасадом напоминать знаменитую церковь в Останкине близ Москвы, в имении графов Шереметевых"

церковь в Останкино
Бенуа создает бесстолпный пятиглавый храм, но в отличии от прототипа, композиция его более уравновешенная. По оси храма он ставит колокольню, от которой отводит пару боковых крылец. За счет отсутствия боковых одноглавых приделов и высокого подклета церковь вышла более стройной.






Строительство церкви завершилось в 1871-м году.




В советское время церковь обезглавили, а в наши дни идет ее восстановление (это единственное здание в усадьбе, которое восстанавливается на фоне всеобщего упадка).






Параллельно с церковью строился господский дом:






По изначальному замыслу архитектора, здание создавалось асимметричным в плане. Основные объемы свободно группировались вокруг террасы с лестницей, выходящей на долину реки Вазузы.




















Замысел архитектора был искажен в 1900-1901 годах пристройкой на месте летней столовой двухэтажного северного крыла по проекту архитектора М. Ф. Мейшера.


















Господский дом в наши дни превратился в руину (хотя стены его в основном целы). О том, как он выглядел в целом состоянии мы можем судить по старым фото:






Перед дворцом был когда-то разбит партер с фонтаном, от которого остался только бассейн:


Чуть ниже стоит еще какая-то руина:


Напротив господского дома стоит здание прачечной:










Дом для детей (он располагается между деревянным господским домом и церковью) пока что относительно цел:













Севернее прачечной стоит здание, в котором в настоящее время размещается амбулатория. Это явно тоже часть усадебных построек, но вот изначального их назначения я не определил.










На северной стороне усадьбы стоит здание конного завода.


В плане оно имеет форму каре:


Одноэтажные корпуса, окружающие двор, предназначены для размещения конюшен.






























А центром композиции переднего и заднего фасадов являются более крупные, двухэтажные корпуса. Спереди это двусветный объем выводного зала с примыкающим к нему круглым манежем:










Сам объем манежа с улицы виден плохо, но я воспользовался дроном:








Сзади, вероятно, расположен жилой корпус:






В проекте здание было интереснее. Из-за нехватки средств не были построены угловые башни:


Отсутствует и шатровая крыша на корпусе выводного зала (правда не исключено, что это уже утраты советских времен):


Позднее часть конного завода перепрофилировали под размещение больницы и странноприимного дома.






В целом, жизнь в этом здании пока теплится, но частично оно уже превратилось в руины:




Напротив конного завода стоит обелиск в память о погибших в Великой Отечественной:


Двигаясь от конного завода на восток, выходим к жилому дому (судя по внешнему виду, это послевоенная постройка):


Пройдя еще немного, выходим к зданию птичника - одному из самых эффектных сооружений усадьбы (увы, также в руинах):














Рядом с ним еще одна постройка непонятного назначения:




А с другой стороны очень изящный деревянный дом (правда, несколько испохабленный пристроенным сарайчиком) - дом птичницы.












Двигаясь на юг выходим к привратницкой:








Рядом с ней в качестве памятника стоит самолет L-39, от которго оторвали все, что можно оторвать:






Когда-то здесь находились ворота со львами, держащими герб Шереметевых:




Ныне ворот не существует, однако львы к счастью сохранились - их перенесли к зданию школы, стоящему в центре усадьбы (сейчас это сельскохозхяйственный техникум):






Само здание школы было оформлено в русском стиле и изначально имело два этажа., но в 1952-м году его надстроили третьим этажом (но к счастью, с сохранением стиля):












Напротив него стоит дом управляющего имением:










Руины скотного двора:














Рядом стоит дом молочниц:








Молочная ферма:




А так она выглядела в проекте:


И в целом состоянии:


Останки амбара:


И его проект:


От оранжереи и вовсе ничего не осталось:


Еще пара построек неизвестного назначения:










Последним владельцем усадьбы был А. Д. Шереметев.


Он был известный "фанат" пожарного дела, а потому содержал в имении добровольную пожарную дружину, и периодически скупал у крестьян ветхие постройки, которые сжигал для тренировки пожарных. Поэтому в имении была и своя каланча:


В целом, усадьба производит впечатление, однако состояние ее близко к катастрофическому, так что интересующимся усадебной архитектурой стоит поспешить, пока все постройки не разрушились окончательно.

Дореволюционная архитектура, Бенуа Н. Л., Смоленск и Смоленская область, Путевые заметки

Previous post Next post
Up