Продолжим
знакомство со Стокгольмом. От
городской ратуши автобус привез нас к королевскому дворцу.
Королевская резиденция располагается на этом месте с середины 13-го века, когда здесь был построен замок "Тре Кронор" (именно по аналогии с его кирпичами делали кирпичи, из которых строили ратушу).
Однако в 1697-м году замок сгорел в результате пожара и на его месте построили новый дворец.
Здание строилось по проекту архитектора Никодемуса Тессина Младшего (ходил слух, что Тессин сам специально поджег старый замок, чтобы ничто не мешало ему развернуться с новым строительством).
Однако время оказалось не лучшим для строительства дворцов. Швеция вскоре вступила в Северную войну, которая низвела ее из ранга великих держав и лишила самых богатых провинций.
В результате, в 1709-м году строительство было остановлено, и вновь к нему вернулись только в 1727-м году, через шесть лет после окончания войны.
Королевская семья смогла въехать во дворец только в 1754-м году, но внутренняя отделка здания продолжалась вплоть до начала 1770-х годов. Сам Никодемус Тессин умер в 1728-м году, и завершением строительства руководил Карл Хорлеман.
Вокруг дворца стоит почетный караул.
Надо сказать, караульные выправкой особо не впечатляют. В некотором роде их извиняет тот факт, что в Швеции отсутствует специальная часть для почетных караулов, аналогичная нашему Кремлевскому полку. По традиции, которая идет со времен Густава Васы, караульную службу по очереди несут солдаты всех полков Швеции.
Так что стоят караульные по стойке вольно, а этот и вовсе взял винтовку на перевес (явно подумывает, не пырнуть ли штыком нахального русского туриста с фотоаппаратом, который "хайли лайкли" злобный хакер, бот и агент ГРУ с флаконом "новичка" в кармане):
А так выглядит церемония смены караула:
Еще один караул проходит рядом:
Надпись на южном фасаде над входом во дворец, прославляющая "Карла XII доблестного непобедимого Геркулеса", воспринимается несколько иронично:
Южный фасад здания претерпел заметные изменения в 1890-е годы, когда его стали очень активно украшать скульптурой. На месте части окон лестничных клеток на нем установили бронзовые рельефы скульптора Рене Шово по мотивам "Метаморфоз" Овидия, созданные в 1699-1700 годах.
Некоторые из сюжетов я опознал. Аполлон, убивший дракона Пифона:
Аполлон и Дафна
Всемирный потоп из мифа о Девкалионе и Пирре:
Персей и Медуза Горгона (трактовка очень специфическая, Медуза лежи в весьма завлекательной позе, не смотрись Персей в щит, я бы этот сюжет в жизни бы не опознал):
А вот на эти сюжеты моей эрудиции уже не хватило.
Поскольку южный фасад символизировал "нацию", по приказу короля Оскара II его также украсили статуями великих шведов.
Никодемус Тессин Младший - автор дворца:
Георг Штернхельм - лингвист и "отец шведской поэзии":
Знаменитый ботаник Кал Линней:
Эрик Дальберг - выдающийся военный инженер (будучи генерал-губернатором Ливонии оказал недостаточно вежливый прием Великому Посольству Петра I, что в итоге стало поводом к Северной войне).
Рутгер фон Ашеберг - фельдмаршал, воевавший в XVII-м столетии:
Хакин Шпегель - придворный капеллан, теолог и гимнописец:
Олоф фон Далин - поэт и историк:
Карл Фредерик Аделькранц - еще один архитектор:
А пустующие ниши над аркой входа заполнили скульптурными группами работы Бернара Фуке старшего, созданными в начале XIX-го века. Статуи хороши, но тема их весьма специфическая - похищение женщин.
"Парис и Елена":
"Борей и Орифия":
"Аид и Персефона":
"Ромул и Герсилия":
Все вместе они в наши дни весьма двусмысленно (мне сразу вспомнился триптих "Харви Вайнштейн насилует Николь Кидман, Уму Турман и Дженифер Лопес" из пелевинских "Тайных видов на гору Фудзи"), но и в 1897-м году это должно было смотреться специфично. Впрочем, Оскар II, по приказу которого их установили, был известный ходок и помимо законных детей настрогал еще пять внебрачных (причем всех от разных женщин).
Северный фасад здания, символизирующий "силу", выглядит скромнее:
Восточный фасад посвящен королеве.
На баллюстраде в 1903-м году были установлены скульптурные группы, символизирующие "женские интересы" -киндер, кюхе, кирхе "музыка": Их автор - скульптор Йохан Аксель Веттерлунд.
"Религия":
"Милосердие":
"Поэзия":
За парапетом устроен "висячий сад":
А на ризалитах, выступающих с боков, устроены фонтаны:
Западный фасад посвящен королю:
К нему примыкают две дугообразные галереи, образующие внутренний двор.
В одной из них установлен памятник Кристине Гилленштерне, жене Стена Стуре, которая возглавляла борьбу за независимость Швеции после смерти мужа:
Теперь заглянем внутрь дворца. Входим по арку южного фасада:
Пространство внутри арки впечатляет. Возможно, это лучший интерьер дворца (если это, конечно, можно назвать интерьером):
Сразу попадаем в тронный зал:
Зал чертовски хорош, сдержанный и сильный. Но шведы явно экономят на освещении и снимать там крайне неудобно.
А вот и железный трон:
По сторонам от него стоят короли Карл XIV Юхан (он же наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадотт) и Густав Адольф:
Залы, посвященные четырем высшим орденам Швеции:
По лестнице поднимаемся на второй этаж.
Зал совета:
На столе лежит полный свод законов королевства, опирающийся на библию:
Идем дальше. Апартаменты украшены очень красивой лепниной, но в залах полумрак, и почти все кадры уходят в брак:
Небольшой закос под Версаль:
Немного гротеска:
Большой зал. В нем посветлее, зато сам он скучнее:
Интерьеры первого этажа более скромные и менее интересные (вспоминается классическая фраза "Бедненько, но чистенько"):
Небольшая коллекция ренессансной живописи.
Этот портрет особенно хорош (я даже принял его за Ботичелли, но как оказалось, ошибся):
В целом, интерьеры дворца интереснее, чем на фото, потому что наиболее интересные интерьеры плохо освещены, так что дворец посещения стоит.
P. S. 29 июня, в субботу, состоится экскурсия "По Петроградской стороне".
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.
Также в ходе экскурсии мы посетим уникальное фортификационное сооружение, бункер штаба КБФ и осмотрим его изнутри.
Узнать подробности и записаться:
https://babs71.livejournal.com/1155144.html